13:01 Сценки новогоднего утренника 2013 | |
Посвящение В. Андрееву
Трехструнная тревога балалайки зовет меня на улицу села. Я вспоминаю детство. На лужайке Здесь верба одинокая цвела. И вот на этом самом сером камне, который и тогда ещё лежал, Я трепетными юными руками Играющее дерево держал. Эти строки стихотворения Владимира Бокова очень точно и ёмко передают то первое впечатление, которое произвела балалайка на Василия Андреева, русского музыканта, педагога и просветителя, основателя Великорусского оркестра народных инструментов, потомственного дворянина. Звуки примитивного инструмента буквально его заворожили. И до этого молодой человек увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души. После окончания гимназии, путешествуя по Европе, образованный молодой человек обратил внимание: в Италии есть мандолина, в Испании – гитара, а в России?.. Талантливый музыкант, В. Андреев загорелся идеей создания своего, русского инструмента, который звучал бы не хуже иностранных. Первым препятствием на его пути был предрассудок против самого названия инструмента, которое столетие служило синонимом антимузыкальности. Балалайка воспринималась не более чем игрушка. Хороший мастер был бы оскорблён заказом изготовить балалайку, но Андрееву удалось уговорить одного из них, пообещав хранить заказ в строгой тайне и не подрывать репутацию мастера. Так появился новый инструмент со старым названием - балалайка. И сегодня мы посвящаем наш концерт Василию Андрееву, 150 лет со дня рождения которого в январе этого года отметила вся музыкальная общественность. Открывает наш концерт выступление оркестра русских народных инструментов в исполнении которого прозвучит вальс «Грезы» В. Андреева, дирижер Е. Барило. Андреев всецело посвятил себя балалайке. Постепенно вносились изменения в конструкцию инструмента, и появилась не только музыкальность звучания, но и тот характерный, безошибочно узнаваемый звук России. Концертируя со своей новой балалайкой, Андреев сумел заинтересовать многих. Сначала образовался кружок любителей игры на балалайке, который вырос в оркестр русских народных инструментов. Для оркестра было создано целое семейство балалаек, реконструирована древняя домра, чудом сохранившаяся со смутных времён. Встал вопрос и о репертуаре. В. Андреев не только использовал обработки народных песен, но стал автором огромного количества вальсов, которые удивительно органично звучат как в исполнении оркестра, так и солирующих инструментов. И сейчас один из таких вальсов прозвучит в исполнении Ларионовой Татьяны. Концертмейстер В. Попов. Творческое наследие В. Андреева представлено большим количеством не только вальсов, но и полонезов, маршей, мазурок. Одну из них, «Польку – мазурку», вы услышите в исполнении... Гастроли Великорусского оркестра народных инструментов в Англии, Франции, Германии, Америке сопровождались ошеломляющим успехом. После одной из таких гастрольных поездок появился вальс «Воспоминание о Вене». На успех в интеллигентном обществе сам Андреев смотрел как на нечто скоропреходящее. Высшей целью оставалось вернуть инструмент народу. И, представьте себе, Андрееву удалось добиться введения обучения игре на балалайке в Российской армии. И отслужившие солдаты приносили это умение в родные сёла. Это были несложные, но понятные русскому человеку обработки народных песен, такие как р.н.п. «Как под яблонькой» в обр. В. Андреева. А исполнит её Клепикова Ксения. Концертмейстер В. Попов. Среди произведений В. В. Андреева огромное количество вальсов, каждый из которых имеет свое название – это блестящий «Метеор», романтичный, пронизанный нотами ностальгии - «Воспоминание о Гатчине», жизнерадостные и фееричные вальсы «Искорки» и «Бабочка», стремительный «Ручеёк», светлый и одухотворенный «Вальс – романс». Особый успех у искушенной публики конца 19 - начала 20 имел вальс «Орхидея», мелодика которого, как отмечали современники, была навеяна интонациями короля вальсов – Иоганна Штрауса. И сейчас этот знаменитый вальс прозвучит в исполнении... Более ста лет мы слушаем музыку Андреева, но и сегодня восхищаемся её мелодичностью, искренностью и задушевностью. А инструменты, воссозданные В. Андреевым, звучат естественно, голосом, свойственным их природе, будь то стремительные вариации «Светит месяц» или искрометный вальс «Фавн». Вальс «Фавн» Один из поэтов уже новой эпохи Виссарион Саянов написал стихи, которые прямо не посвящены Андрееву, но вполне могли бы быть посвящены его памяти: Три струны всего у балалайки, Но широк ее размах большой, Взмах руки, и пролетают чайки С набежавшей песенной волной. Парень укорачивает струны, Прижимает крепко их к ладам, И плывет напев простой и юный По окрестным паркам и садам. Слушаю его и молодею, Прохожу по саду налегке, Все-то, видно, знает и умеет Парень с балалайкою в руке. Дай и мне к струне твоей певучей, Прикоснуться медленной рукой, Может, прозвучит еще получше Песенка, придуманная мной. И сейчас в исполнении ансамбля народных инструментов прозвучит сочинение, написанное нашим современником, петербургским композитором Вадимом Биберганом, которое называется «Посвящение В. Андрееву». Уже будучи зрелым человеком, вспоминая о первой встрече с балалайкой, В. Андреев писал: «… я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленно, а потом все быстрее и быстрее. Звуки загорались …, неудержимо подталкивая к пляске». Кто знает, может это была песня «Светит месяц», которую В. Андреев впоследствии инструментовал для своего оркестра? играет оркестр. В исполнении оркестра русских народных инструментов прозвучала р.н.п. «Светит месяц». Пытаясь дать оценку тому неоценимому вкладу в русское национальное искусство, культуру, которое внес В. Андреев, отдавая дань его педагогическому таланту и человеческому подвигу, композитор В. Гаврилин сказал: «Имя Андреева, как русский национальный гимн: услышав его, каждый русский должен встать». |
|
|