12:54 Сценки музыкального развлечения | |
Музыка в семье И.С.Баха
Внеклассное мероприятие Цель мероприятия: познакомить учащихся младших классов с личностью и творчеством И.С.Баха. Задачи мероприятия: • способствовать расширению эстетического кругозора учащихся; • создать условия для формирования музыкальной культуры на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С.Баха; • способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся; • создать условия для эмоционального сопереживания слушаемой музыки. Оборудование мероприятия: 1.Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр с МР3 проигрывателем, фортепиано. 2. Зрительный ряд: презентация «Музыка в семье И.С.Баха», выполненная в программе «Power Point». 3. Музыкальный ряд: И.С.Бах: «Бранденбургский концерт №2», «Прелюдия До-мажор» из 1 тома «ХТК», «Музыкальное приношение» (канон для 2 скрипок), «Органная фуга соль-минор», хорал из «Кантаты Соль-мажор». 4. Раздаточный материал: бланки для письма И.С.Баху «Поздравление с Рождеством». Предварительная работа: разучивание произведений И.С.Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» на уроках по музыкальному инструменту. Ход мероприятия: (демонстрация презентации) Дорогие ребята! А знаете ли вы, что это? Я думаю, вы узнали – это космический корабль. Но не простой. Его запустили с планеты Земля в открытый космос в 1977 году. А на борту корабля находился золотой диск. На нём были собраны изображения людей, зверей и птиц, записаны звуки человеческого голоса, пение птиц, шум водопада и многое другое… Была на этом диске и музыка. И первыми звуками, представляющими наше человечество внеземным цивилизациям, будет музыка Иоганна Себастьяна Баха… (слушаем музыку – И.С.Бах. «Бранденбургский концерт №2») Музыка, которую вы сейчас слушаете… Давайте с помощью музыки отправимся в далекое путешествие. Но не в будущее, а в прошлое. Мы с вами перенесемся в Германию. В XVIII век. Например, в 1730 год… В солнечной Тюрингии – а так называлась центральная провинция Германии – в те далекие времена жила одна необычная семья. Чем же она была необычная, спросите вы? А тем, что вот уже несколько поколений она являла на свет прекрасных музыкантов. Большинство родственников Иоганна Себастьяна Баха были профессиональными музыкантами: органистами, скрипачами, певцами, руководителями хора или оркестра. Музыкальный талант Бахов передавался из поколения в поколение и стал поистине легендой. Современники Баха, описывая его внешность, говорили, что он производил впечатление человека высокого, широкоплечего, сильного. Баха нельзя было назвать красивым. У него был высокий лоб, выразительные глаза и немного нахмуренные брови. Казалось, что он смотрел вглубь себя. А это производило временами таинственное, почти мистическое впечатление. Но в тоже время великодушие и доброта читались в очертаниях его больших подвижных губ, в уголках которых таилась улыбка. Улыбаясь, он сразу притягивал к себе взгляды людей. В детстве Бах обладал удивительным по красоте голосом. Он пел в церковном хоре, учился играть на скрипке и клавикорде. А в 15 лет Иоганн Себастьян начал самостоятельную жизнь. В 1723 году Бах с семьей переехал в город Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он работал кантором – руководителем хора – при церкви святого Фомы. На посту кантора у Баха было очень много работы. Он сочинял и исполнял музыку для двух главных соборов города, присматривал за мальчиками, учениками церковной школы, учил их музыке и латыни, и ещё сочинял музыку для городских торжеств. Бах был человеком глубоко верующим и глубоко религиозным. Он говорил: «Всем сердцем хочу прославлять величие Бога через музыку, которая вслед за Святым Писанием открывает людям Творца». Рука у Баха была гигантских размеров. Например, он мог свободно брать аккорды шире октавы. А когда Бах разыгрывал пассажи и незаметно смешивал регистры органа, завороженный слушатель не верил, что так может играть человек. Когда Баха восторженно хвалили и спрашивали, как у него получается так хорошо играть на органе, он неизменно отвечал: – Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне всего-навсего нужно попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам… (слушаем музыку – И.С.Бах. «Органная фуга соль-минор») Дом и семья для Баха были не менее важны, чем его работа органистом и кантором. У Баха была большая семья. Однажды он похвастался своему другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы составить хор или небольшой оркестр. Каждый день в доме Баха звучала музыка. Вставали рано – с восходом солнца. Утренняя молитва – как приветствие новому дню – звучала светло и благостно. (слушаем музыку – И.С.Бах. Прелюдия До-мажор из 1 тома «ХТК») Играл сам отец, играли ученики. Младшие сыновья разучивали лёгкие пьесы, сочиняли музыку старшие. Анна Магдалена, жена Баха, любила петь. Она обладала привлекательной внешностью, а главное – веселым, открытым характером. У Анны Магдалены был прекрасный слух и красивое, сильное сопрано. В свободные вечера семья Баха собиралась в самой большой комнате. Зажигались свечи, расставлялись пюпитры. Анна Магдалена пела арии из кантат Баха. (слушаем музыку – И.С.Бах. «Друг ты мой истинный». Исполняет ...) Во времена Баха было принято вести домашние альбомы, куда записывались стихи, умные мысли, и, конечно же, музыкальные пьесы. В семье Баха тоже существовали такие альбомы, а один сохранился до наших дней. Сегодня он известен под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Анна Магдалена была прилежной переписчицей нот. В ее альбоме сохранились пьесы, сочиненные Иоганном Себастьяном, другими композиторами, а также сыновьями Иоганна Себастьяна. Каких музыкальных пьес там только не было: и прелюдии, и марши, и менуэты, и полонезы, и задушевные песни о любви и верности… Иоганн Себастьян нередко брался за скрипку – на этом инструменте он играл с детских лет и очень любил его за певучесть и выразительность, за сходство с человеческим голосом. А старший сын – Вильгельм Фридеман аккомпанировал ему на клавесине. (слушаем музыку – И.С.Бах. «Канон для 2 скрипок из «Музыкального приношения») После за клавикорд садились младшие сыновья: Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Кристоф Фридрих, Иоганн Кристиан. Они разучивали несложные пьесы, написанные для них Иоганном Себастьяном Бахом, отцом и учителем. Больше всего в «Нотной тетради Анны Магдалены» менуэтов. Дело в том, что менуэт – один из самых популярных танцев в XVII-XVIII веках. Его называли «королем танцев», и «танцем королей». Менуэту обучали с детства. Это был сложный в исполнении танец, с множеством поклонов, реверансов, изящных поз. (слушаем музыку - И.С.Бах. Менуэт ре-минор. Исполняет...) Кроме менуэтов в «Нотной тетради» встречаются и другие танцевальные пьесы. Например, полонез. В переводе с французского языка полонез означает «польский». Это танец-шествие, которым обычно открывали балы и званые вечера. Полонез отличает пышность и торжественность. Пьеса, которую мы услышим, более камерная и скромная, но основные черты танца-шествия в ней сохранились. (слушаем музыку – К.Ф.Э.Бах. Полонез соль-минор. Исполняет ...) Следующая пьеса в альбоме называется «Волынка». Волынка – это духовой инструмент, известный еще с древних времен у многих народов. Состоит она из кожаного мешка, в который нагнетается воздух из соединенных с ним нескольких трубок. Одна их трубок имеет отверстия подобно свирели. На ней можно исполнять несложные мелодии. Остальные трубки издают непрерывно тянущийся звук. Особенности звучания волынки Бах передал в пьесе с одноименным названием. (слушаем музыку – И.С.Бах. «Волынка». Исполняет...) В летнее время под окнами маленького домика Бахов собиралось много народа, чтобы послушать прекрасную музыку… А любимыми пьесами у мальчиков были марши: весёлые, энергичные. (слушаем музыку – К.Ф.Э.Бах. Марш ре-мажор. Исполняет...) После домашнего концерта обычно садились ужинать. За столом было шумно и весело. И, конечно, домашние не обходились без музыки. Вначале запевали хорал, но вскоре благочестивое песнопение сменялось шуточными народными песнями. Пели без какой-либо подготовки и смеялись от всей души. И самой любимой была песня, конечно же, о музыкантах. Давайте споем ее все вместе! (совместное музицирование с детьми. Ноты. Прослушать) Вечером, когда Бах ложился спать, сыновья по очереди играли ему на клавесине. Но самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Однажды Эммануил остановил игру на неразрешенном аккорде! От этого музыкального безобразия, уже погруженный в сладкую дремоту, Бах моментально проснулся. Пробираясь в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, он пробрался к инструменту и разрешил ненавистный аккорд! Через минуту композитор безмятежно спал. А ночью ему снилась музыка. Она рождалась прямо из сердца, из самой глубины его души и пела о любви к близким, о радостях земной жизни, о вечном бессмертии… (слушаем музыку – И.С.Бах. «Хорал из «Кантаты Соль-мажор») Рефлексия: обмен впечатлениями. Ведущий беседует с учащимися, задаёт вопросы, слушает высказывания детей. Ребята пишут письмо И.С.Баху «Поздравление с Рождеством». |
|
|