12:53 Сценки концерта в музыкальной школе | |
КОНЦЕРТ отдела народных инструментов,
посвященный 150-летию со дня рождения Василия Андреева 2011 г. Наш отчетный концерт посвящен выдающемуся музыканту, внесшему огромный вклад в развитие народного музыкального искусства Василию Васильевичу Андрееву, 150-летие со дня рождения которого в нашей стране отмечалось месяц назад. В концерте принимают участие учащиеся отдела народных инструментов. Открывает концерт Оркестр русских народных инструментов 1. Р. н. п. «То не ветер ветку клонит» 2. Ю. Забутов «Полька» 3. Р. н. п. Платочек» Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства. Именно с него началось возрождение народных инструментов. Еще в 17 веке были гонения на исполнителей, игравших на домрах, балалайках, гуслях. Патриарх Никон велел собрать и сжечь все народные инструменты, они считались языческими. Благодаря Андрееву утраченные традиции народного музыкального творчества стали возрождаться в 19 веке. 4. Укр. н. т. Казачок, обр. Н. Ризоля (баян) Еще при жизни Василий Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Вот что писали в этом словаре об Андрееве: «Андреев Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник... В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр... После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства)». Так отзывалась об Андрееве знаменитая энциклопедия. Василий Васильевич всю жизнь вел споры с многочисленными противниками своего дела. Ему приходилось много сил тратить даже на то, чтобы объяснить, что инструменты, которые он пропагандировал, исконно русские. 5. Р. де Визе Менуэт (гитара) Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 15 января 1861 года. Отец умер через год, мальчика растил отчим. В 1872 году семья переехала в Петербург. О своем детстве он писал: «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты». Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали знакомство с балалаечником-самородком Антипом и с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку. 6. Р. н. п. «В низенькой светелке», обр. В. Мотова (баян) 7. Ж. Пейроннин «Аккордеон-самба» (аккордеон) Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными...». Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Андреевым в Санкт-Петербурге был создан кружок любителей игры на балалайках. 8. Укр.н.п.«Садом, садом кумасенька», обр. В. Иванова (аккордеон) 9. Шиллер Вальс «Березка» (баян) В 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки и преобразовал его в оркестр. Название оркестру - Великорусский - Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии. Инструментальный состав оркестра сложился в 1896 году, когда в него были введены разновидности домр и гусли. Домра была возрождена на основе найденного в Вятской губернии инструмента с круглым кузовом. 10. Р. н. п. «Я на горку шла», обр. А. Гаврилова (домра) В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей – в Англии, Германии, Франции, Америке. Однако, несмотря на успех зарубежных гастролей, переполненные во время концертов залы, оркестр испытывал большие финансовые затруднения. Андреев пользовался вниманием царской семьи и в марте 1914 г., он стал получать ежегодное пособие в сумме 25 тысяч рублей на содержание оркестра и звание «Солист Его Величества», а коллектив стал называться «Императорским Великорусским оркестром». 11. А. Виницкий «Бабушкина шкатулка» (гитара) 12. Б.н.м. «Карабай» обр. С Низамутдинова (аккордеон) У Василия Васильевича своей семьи не было, он прожил всю жизнь с матерью. После смерти В.В.Андреева в 1918 году оркестр продолжил свои существование уже под именем своего основателя. В состав оркестра были введены баяны и другие инструменты. 13. Верочини «Соната» (домра) В 1999 г. Андреевский оркестр выступил с инициативой проведения Международных музыкальных фестивалей «Андреевский оркестр и его друзья». К участию в нем были приглашены многие ансамбли и оркестры русских народных инструментов из-за рубежа. 14. Н. Малыгин «Подгорная» (баян) 15. А. Мордухович «Композиция на еврейскую народную песню» (квартет домристов) 16. А. Пьяцолла «Либертанго» (квартет домристов) И до Андреева играли на балалайках. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким. Благодаря настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка стала уважаемой. Благодаря ему появились оркестры народных инструментов. Андреев, несмотря на непонимание, на финансовые затруднения, вывел народные инструменты в большое искусство. Вот в этом - его подвиг. В заключение концерта выступит Дуэт преподавателей (домра, гитара) 17. М. Глинка «Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя» 18. Г. Купер «Тарантелла» |
|
|