Пятница, 29.11.2024, 12:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Май » 28 » Сценарий музыкальной сказки для детей 2013
12:47
Сценарий музыкальной сказки для детей 2013
загрузка...
Волшебное путешествие в мир музыкального смеха
Лекция – концерт

Как безграничен образный мир музыки!
В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. (Глинка «Жаворонок», Алябьев «Соловей», Чайковский «Март» («Песня жаворонка»), Шуберт «Липа», Лист «Гроза», Григ «Утро»
Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. Вспомним «Венгерские рапсодии» Листа, «Песни венецианского гондольера» Мендельсона, образы Норвегии в халлингах Грига, образы Польши — в мазурках и полонезах Шопена, кавказские ритмы в музыке Хачатуряна.
В произведениях композиторов можно услышать отголоски реальной повседневной жизни: шум города, гудки паровоза, звуки заводских цехов (Свиридов. Сюита «Время, вперед», Онеггер. «Пасифик 231», Мосолов. «Завод»).
Другие сочинения помогают перенестись в далекое историческое прошлое. («Богатырская симфония» Бородина, «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, опера «Садко» Римского-Корсакова, прелюдии Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Затонувший собор»)
Слушая классическую музыку, любители сказок и фантастики встретят множество знакомых героев и персонажей: Золушка из балета Прокофьева, Щелкунчик из балета Чайковского, Храбрый витязь Руслан и карлик Черномор из оперы Глинки, гномы и кобольды из пьес Грига, Баба-Яга в произведениях Мусоргского и Лядова, Дед Мороз в пьесе Шумана и опере Римского-Корсакова «Снегурочка», Шехеразада – в музыке Шумана, Равеля и Римского-Корсакова.
Мечты и грезы, надежды и стремления, радость и отчаяние человека находят выражение в музыкальных звуках.
А может ли музыка быть веселой? Передавать шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку и смех? Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то скучное, грустное, слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха.

Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров комедийного жанра в литературе различных эпох и национальных культур. Создатель древнегреческой комедии – Аристофан (VI–V вв. до н.э.), У.Шекспир, Лопе де Вега, Мольер (XVI–XVII век), Бомарше, Гоцци, Шеридан, Фонвизин – XVIII в., Грибоедов, Гоголь, Островский, О.Уайльд, Б. Шоу – XIX век.
А сколько улыбок дарит нам изобразительное искусство в портретах и рисунках, иллюстрациях, шаржах, карикатурах (репродукции и альбомы).
Можно ли представить, что композиторы стояли в стороне от образов веселья и хорошего настроения? Ведь даже на портретах многие композиторы смотрят на нас с улыбкой (Вивальди, Бах, Глюк, Гайдн... Равель, Стравинский, Прокофьев, Бриттен).
Целая группа музыкальных произведений уже своими названиями располагает нас к улыбке: «Шутка» Баха и «Музыкальная шутка» Моцарта, «Сарказмы» Прокофьева, «Озорные частушки» Щедрина, «Прибаутки, «Кошачьи колыбельные песни» и «Цирковая полька для молодого слона» Стравинского, «Юморески» Шумана, Грига, Дворжака, Рахманинова, Щедрина и многих других.

Итак, решено, отправляемся путешествовать в Мир Музыкального Смеха!
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищь надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, смейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево.
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В.Хлебников)

Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на первой остановке.
Слышна итальянская речь... Судя по прическам и костюмам – мы в XVII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Болонья. Город, в котором жил и работал монах, органист, теоретик, композитор Адриано Банкьери (1567 – 1634). Видимо это был очень энергичный и веселый человек. В свободное от игры на органе в церкви время, в перерывах между написанием учебников и трактатов он сочинял мадригальные комедии. В этих комедиях он был автором и литературного текста, и музыки. Среди них: «Старческое сумасбродство» (1698), «Музыкальная смесь» (1603), «Юношеское благоразумие» (1607). «Представление на Масленицу» (1608).

В «Представлении на Масленицу» 20 музыкальных номеров, исполняемых вокальным ансамблем с инструментальным сопровождением. Это веселый карнавал, где встречаются персонажи комедии дель-арте, различные маски, звучат шутовские песенки, забавные скороговорки.
В №10 тётушка Бернардина решила посплетничать, рассказать свои последние новости «по секрету – всему свету». В №17 звучит «Ослиная перекличка». №19 – «Шутовская песенка». Самым смешным и оригинальным в этой комедии можно считать мадригал №12. Он называется «Контрапункт животных разуму».
А знаете ли вы, что такое мадригал? Это светская песня эпохи Возрождения, XIV– XVII вв. Её исполнял ансамбль из 2, 3, иногда 5 голосов. Текст звучал на родном языке, в отличие от церковных произведений, для которых была характерна латынь.
В мадригале №12 5 исполнителей. Четырех из них мы легко узнаем во время слушания. Каждый из них будет петь на своем языке, но мы легко их поймем. А пятый пытается продемонстрировать свою мнимую ученость. Он важно поет хоральную мелодию, используя латинский текст, в котором, увы, нет смысла.
Звучит - мадригал №12
Итак, мы, верно, определили большинство участников ансамбля. Это кот, пёс, кукушка и сова. А пятый, считающий себя самым ученым, участник беседы – осёл. Исполнители забавно подражали голосам животных и птиц. А осёл, повеселил публику игрой в образованность. Маски животных, характерные для жанра басни, создают здесь аллегорию и позволяют сделать какие-то выводы.

Как, например, в стихотворении Г.Р. Державина «Вельможа»:
Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами:
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! Тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака.

Так итальянская музыка XVII века и русская литература XVIII века неожиданно приводят нас к мысли, что от смешного до серьезного – один шаг.

А мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Германию первой половины XVIII века. Здесь, в городе Лейпциге живет очень трудолюбивый, очень энергичный, очень веселый органист, клавесинист, дирижер, педагог по фамилии Ручей. Правда, Ручей – это в переводе на русский язык. А вообще-то его все знают по фамилии Бах.
Как?! – воскликнете вы. Бах – известный композитор, который писал медленные ученые фуги. Да. Но при этом он написал около 20 сюит, в которых чередуются различные танцы! А «Шутка» из его оркестровой сюиты по сей день никого не оставляет равнодушным и дарит нам улыбку.

Звучит – «Шутка»
В семье И.С.Баха росли сыновья и дочери. К нему в дом приходили талантливые ученики. Он любил общаться с молодежью и знал их интересы. В Лейпциге Бах создал множество кантат (вокально-инструментальных произведений, где чередовались арии, речитативы, ансамбли и хоры). Это были произведения на религиозные и светские тексты. Среди последней группы мягким юмором, живостью характеров, чертами театральности выделяется «Кофейная кантата». Она написана для трех солистов (сопрано, тенор, бас) и струнного оркестра с флейтой. В кантате 10 номеров. Слушая их, мы становимся свидетелями забавной семейно-бытовой сценки: ворчливый папаша Шлендриан переживает из-за непослушания дочери Лизхен, которой он запрещает пить кофе. А она так любит этот напиток, что посвящает ему, целую арию. Лизхен придумывает благополучное решение этой «проблемы» и завершает кантату дружный веселый ансамбль.
А мы послушаем арию Лизхен «Ах, как вкусен сладкий кофе». Она звучит в движении менуэта – танца, популярного в XVIII веке. Серебристое звучание сопрано перекликается с мелодией флейты. Возгласы «Кофе, кофе!» повторяются много раз, вызывая улыбку слушателей.

Звучит – «Ария»
Оставим Лизхен лакомиться её любимым напитком и направимся дальше. Посмотрим на шкалу времени, географическую карту и рисунки с видами города. Мы – в Вене последних десятилетий XVIII века. В этот период здесь жили и работали многие известные композиторы: Глюк, Гайдн, Моцарт, Сальери.
Творчество В.А.Моцарта поражает многоплановостью, мастерством передачи различных образов и характеров, контрастами и сопоставлениями лирического, комического, драматического и философского в произведениях разных жанров. Ведь и в характере самого композитора сочетались общая жизнерадостность, общительность, дружелюбие с обостренным чувством собственного достоинства, эмоциональной ранимостью, резким неприятием чужой тупости и ограниченности.
В 1787 году Моцарт написал оригинальный камерный ансамбль для струнного квартета и двух валторн и назвал его «Музыкальная шутка». В каждой из четырех частей этого цикла встречаются забавные эпизоды с пародированием творческой безликости самоуверенного композитора – дилетанта и игры неумелых исполнителей.
Вторая часть – менуэт – открывается монументальными аккордами в пунктирном ритме. Утрированная важность и торжественность музыки вызывает улыбку. Вспоминаются комические рассуждения учителя танцев из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»: «Все людские невзгоды, все злоключения, коими полна история, оплошности государственных деятелей, ошибки великих полководцев – все это проистекает единственно от неумения танцевать.
Когда человек поступает не так, как должно, будь то просто отец семейства, или же государственный деятель, или же военачальник, про него обыкновенно говорят, что он сделал неверный шаг, не правда ли?
А чем еще может быть вызван неверный шаг, как не умением танцевать?». Серьезность, невозмутимость, основательность, рассудительность, нарочитая важность заключены в первой теме менуэта.
Разгар веселья наступает в середине экспозиции, когда после энергичных триольных мотивов струнных дуэт валторн с непревзойденной фальшью исполняет тему в характере незатейливой веселой песенки. Музыкантам никак не удается попасть на нужные ноты, возникают абсолютно непредсказуемые созвучия, но исполнители с невозмутимой серьезностью старательно продолжают играть дальше по принципу «кто в лес, кто по дрова».

Звучит – «Музыкальная шкатулка»
В этом же городе Вене в 1790-х годах жил молодой музыкант Людвиг Ван Бетховен. Сейчас мы его знаем как автора множества новаторских произведений, в творчестве которого получили яркое воплощение драматические, героические и философские образы. 9 симфоний, 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано, 16 квартетов, инструментальные концерты отражают глубокие раздумья о жизни, борьбе человека с судьбой.
Однако веселые страницы тоже встречаются в его музыке. Одно из таких сочинений создано во второй половине 1790-х годов. Это фортепианное рондо-каприччио Соль мажор. «Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в Каприччио» – таково полное название этого сочинения, являющегося его краткой программой. В статье, посвященной рондо-каприччио, немецкий композитор и музыкальный критик Р.Шуман дал следующую характеристику Бетховену: «Когда ему было весело (...) он смеялся, как лев. И наносил удары направо и налево, ибо он во всем был неукротим».
Современные музыковеды сравнивают это рондо с развернутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передает различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создает контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу. Вспомним выражения «буря в стакане воды», «дело не стоит выеденного яйца», «много шума из ничего» и подобные им.

Звучит – «Рондо-каприччио»
Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной веселой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам. Трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущенное рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».

Продолжаем нашу экскурсию, и мы с вами направляемся в Россию.
А теперь назовите мне фамилию великого русского баснописца.
А какие вы знаете басни И. А. Крылова, в которых звучит музыка («Осел и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»).

«Квартет» И. А. Крылова
КВАРТЕТ
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки,
Пленять своим искусством свет Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы! Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет! -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».

- Что такое «квартет»? Квартетом называется музыкальное произведение, в испол¬нении которого участвуют четыре музыканта.
- Что можно узнать о квартете из басни? (Это коллектив, состоящий из 4-х ис¬полнителей.)
- Какие инструменты входят в квартет? (...Достали нот, ба¬са, альта, две скрипки. Бас - виолончель; альт; скрипка-прима, первая; скрипка - втора (я. прима, сяду против вторы).
- Как должны сидеть музыканты?
- Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете?
- Получился квартет? Почему? Может ли такая музыка тво¬рить чудеса? (Только исполненная настоящими музыкантами му¬зыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать лю¬дям.)
- Могли герои басни стать настоящими музыкантами? (Мартышка - непоседлива. Чтобы научиться музыке надо много трудиться. Осел, Козел - тоже неудачные музыканты. Косолапый Мишка - можно ли лапами играть, да еще и косолапыми?)
- Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?

Действительно, И. А. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. У него был чуткий и тонкий музыкальный слух.
- Послушайте фрагмент 3-ей части квартета № 2 А. П. Бородина.

Звучит - фрагмент 3-ей части квартета
Вторая скрипка и альт сыграли вступление (два аккорда аккомпанемента), и не успел еще отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что ее окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее сопровож¬дение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекли¬каются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает ее виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый - скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина - ноктюрн Второго квартета.
Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera — комната).

Попробуйте отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь?
…На железной ступе скачет,
шестом погоняет,
помелом след заметает. (Баба Яга)
Послушайте, как известный, русский композитор П.И. Чайковский рассказал сказку о бабе Яге в одной из пьес для фортепиано.
Звучит - «Баба Яга»
Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении?
Какая вам представилась Баба Яга? Каков ее образ, характер?
Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги.

А сейчас для сравнения мы послушаем как другой, известный русский композитор М.П. Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая называется «Фантастический полет Бабы Яги». Но сначала небольшая предыстория.
М.П. Мусоргский создал цикл под впечатлением рисунков своего друга, художника В. Гартмана, и назвал его «Картинки с выставки» Каждая пьеса служит музыкальной иллюстрацией к рисункам. Итак, слушаем!
Звучит - «Избушка на курьих ножках»
Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского? А в чем различие? Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше? Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.
Да, фантазия Мусоргского изобразила — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении.

Русская удаль, молодецкий задор нашли выражение в задорной мужской пляске – Трепак. Танцоры в ней как будто соревнуются в ловкости и быстроте, как бы стремятся перещеголять друг друга в лихой присядке, головокружительной мельнице, дробном, ритмическом притопывании.

Звучит - «Трепак»
Наше путешествие завершается.
Сегодня музыка позволила нам побывать в разных городах и странах. Вспомнить известных композиторов, послушать произведения разных жанров. В воображаемом Музее Музыкального Юмора мы познакомились лишь с некоторыми экспонатами, характерными для искусства XVII–XVIII веков. Но хочется верить, что эта экскурсия была интересной, увлекательной и полезной. И нам снова захочется обратиться к творчеству композиторов-классиков в поисках произведений, несущих радость, улыбку и хорошее настроение.
загрузка...
Категория: Музыкальные | Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]