12:51 Сценарий музыкального клипа 2013 | |
Камертон эпохи
Лекция-концерт (к столетию Д.Д. Шостаковича) 2006 г. В этом году вся мировая культурная общественность отмечает 100-летие со дня рождения одного из крупнейших композиторов современности, выдающегося пианиста, педагога и общественного деятеля Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Наш разговор о жизни и творчестве Д.Д. Шостаковича я хочу начать стихотворными строками А. Ахматовой, посвящённого его музыке: В ней что-то чудотворное горит, И на глазах её края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвёл глаза, Она была со мной в моей могиле И пела, словно первая гроза, Иль будто все цветы заговорили. Д.Д. Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. Родившийся в 1906 году, переживший революцию 1917 года, гражданскую войну и Великую Отечественную, испытавший на себе все ужасы сталинского террора – он, как честный художник, отразил эту эпоху в своей музыке, став поневоле её летописцем. В своём творчестве Шостакович редко обращается к сюжетам, намного удалённым от его времени. Исключение – музыка к таким спектаклям и кинофильмам, как «Гамлет», «Король Лир», «Овод» и хоровая поэма «Степан Разин». Мощные исторические катаклизмы, в которых участвовал весь русский народ: революционная борьба, защита своего Отечества, гонение и уничтожение огромного числа интеллигенции, ссылка невиновных в тюрьмы скорбь и оплакивание миллионных жертв вместе с верой в победу, справедливость и счастливое будущее – вот те болевые точки, которые тревожат его на протяжении всей жизни. И ещё: сарказм, горькая ирония, шутка и глубоко запрятанная нежность. Академик Б. Асафьев так охарактеризовал музыку Д. Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит…как правдивое сказание о волнениях современного человечества, - именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества». В самобытной музыке композитора по-своему преломлена огромное богатство традиций композиторов-классиков: Баха и Бетховена, Малера и русских композиторов XIX-XX в.в., в том числе Мусоргского, Чайковского, Прокофьева. О классических композиторах прошлого Шостакович хорошо сказал в одной своей статье: «…Искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда поднимали целину, шли наперекор рутине и мещанству, смело ставя в искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создавая для него новые средства художественного выражения». Эти слова можно полностью отнести и к творчеству самого Д. Шостаковича. Автор симфоний и ораториальных сочинений, опер, концертов, квартетов, вокальных циклов, Шостакович писал также музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. Он создавал произведения, требующие долгого вслушивания, долгого «вчитывания» (как сложный роман или тончайшая психологическая новелла). И у него же есть сочинения, которые быстро стали популярными, как например, знаменитая «Песня о встречном», или же знаменитая «Ленинградская» симфония, посвящённая мужеству нашего народа в годы второй мировой войны. Во всех жанрах творчества композитора – эта музыка тех дней, которая расскажет о них будущим поколениям. Д.Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года в интеллигентной семье. Первоначальное музыкальное образование получил под руководством своей матери, отличной пианистки и превосходного педагога. Затем некоторое время учился в одной из частных музыкальных школ. К этим годам относятся и его первые композиторские опыты. А в 1919 году он в возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию по двум специальностям – фортепиано и композиции. Серьёзно заняться композицией Шостаковичу посоветовал первый директор Петроградской консерватории в советский период её существования Александр Константинович Глазунов. Он сумел разглядеть в 13-летнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он дал Шостаковичу следующую характеристику: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование… Достойно удивления и восхищения». И действительно, юный композитор пианист заставлял изумляться всех, кто слышал его виртуозную игру и его первые сочинения, например, «Фантастические танцы» для фортепиано, которые вошли в репертуар пианистов и сохраняются в нём до сих пор. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию. За годы учёбы им было написано большое количество сочинений: здесь и романсы, и фортепианные пьесы, и симфонические партитуры. В качестве дипломной работы была представлена ПЕРВАЯ симфония, которая сразу же принесла 19-летнему композитору широкую известность. Достаточно сказать, что в ближайшие же годы она прозвучала в Германии (под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера) и в США (под управлением Стоковского и Артуро Тосканини). Во второй половине 20- годов Шостакович много концертирует, даёт сольные концерты. В 1927 году на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве он был отмечен почётным дипломом. Но композиторское начало преобладало, и он полностью посвящает себя композиции. Конец 20-х начало 30-х годов – это время напряжённого творческого труда, поисков своих тем, своего стиля. Молодому композитору трудно было разобраться в противоречивых тенденциях переломной эпохи. Однако Шостаковичу чужда ограниченность – он жадно интересуется всеми сторонами музыкального быта, всеми жанрами. В 1927 году он пишет свою Вторую симфонию и посвящает её Октябрю. В 1929 году – Третью «Первомайскую» симфонию. Она интереснее, ярче по музыке. В ней – дыхание улиц и площадей, бурлящая радость весенних демонстраций, гром уличных оркестров, ритмы маршей. Но в ней нет ещё пока той стройности, целеустремлённости музыкального развития, которая будет отличать зрелые сочинения Шостаковича. Наряду с симфониями появляются балеты «Золотой век», «Болт», опера «Нос», фортепианные сочинения, пишется музыка к первым звуковым фильмам 1930-х годов: «Одна», «Золотые горы», «Встречный», «Трилогия о Максиме» и др. Он вообще никогда не делил музыку на высокие и низкие жанры, одинаково увлечённо работая в разных направлениях музыкального искусства. В 1929 году Шостакович пишет музыку к комедии В. Маяковского «Клоп», одно время руководит музыкальной частью в театре выдающегося советского режиссера В.Э. Мейерхольда. В1934 году в Ленинградском Малом оперном театре ставится его опера «Катерина Измайлова» на сюжет произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера оперы прошла с большим успехом. Композитор посвятил её своей жене. Может быть с этим событием связана такая глубокая интерпретация и идеализация героини. Его жена была астрофизиком, сын Максим стал дирижёром и композитором, дочь Галина - биологом. Опера стала любимым произведением композитора, всегда шла с неизменным успехом. В 1936 году спектакль посетил Сталин. Опера шокировала диктатора резкостью музыкального языка и эротизмом сюжета. Его реакция выразилась в статье «Сумбур вместо музыки», появившаяся в газете «Правда», затем ещё в одной статье «Балетная фальшь» - о балете Шостаковича «Светлый ручей». Музыка Шостаковича объявлялась формалистической, надуманной, далёкой от народа. После этих статей большинство произведений надолго исчезло из культурного обихода страны: Четвёртая симфония была исполнена только в 1961 году, «Катерина Измайлова» в1963, опера «Нос», только в 1974 году. Е. Евтушенко выразил своё отношение к этому стихами: Нет, музыка не виновата, Ютясь, как в дебрях, в списках партитур, Из-за того, что было про неё когда-то, Надменно было буркнуто: сумбур! И столько длинных лет пылились ноты, И музыка печали и любви, Распятая на них, металась ночью, Желая быть услышанной людьми. Именно после этих событий Шостакович отказался от жанров, связанных со словом. Больше ни одного произведения в жанре оперы и балета композитор не написал. С этого времени главное место в его творчестве заняли симфонии, в которых композитор выражал своё понимания мира и судеб родной страны. Одна за другой появляются Пятая и Шестая симфонии, фортепианный квинтет. В1937 году Шостакович приглашён на работу в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки. На фашистское нашествие 1941 года композитор откликнулся Седьмой симфонией, посвящённой Ленинграду. Симфония получила всемирное признание, как символ борьбы с нацизмом, и была исполнена в Ленинграде девятого августа 1942 года в день, на который Гитлер назначил парад в захваченном городе. В 1943 году Шостакович переезжает в Москву и с этого времени его жизнь связана со столицей. Он работает в Московской консерватории (по 1948 год), среди его учеников такие известные композиторы как Г. Свиридов, К. Караев, Б. Чайковский и др. Пишет Восьмую и Девятую симфонии, музыку к фильмам. В 1950 году Д. Шостакович был приглашён в Лейпциг на юбилейные торжества, посвящённые 200-летию со дня рождения И.С. Баха. Он присутствовал на торжествах не только как почётный гость, но и выступал на заключительном концерте. Композитор был полон впечатлений от бессмертной музыки Баха. Это вдохновило его на создание цикла из 24 прелюдий и фуг. Это самое крупное фортепианное произведение Шостаковича. «Без преувеличения можно сказать, что сейчас самый крупный полифонист среди композиторов мира – это Шостакович» - так современники оценивали эту часть творчества Шостаковича. С началом так называемой «оттепели» Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Появляются программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, вслед за ними вокальные, с социально значимыми текстами, Тринадцатая и Четырнадцатая, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и многое др. Грандиозный симфонический цикл завершает вновь бестекстовая, непрограммная Пятнадцатая симфония. В 60-е годы Шостакович, несмотря на всё ухудшающееся здоровье, старается вести активный образ жизни, продолжает сочинять музыку. Почти до последнего момента своей жизни он творил – рукопись Сонаты для альта и фортепиано он корректировал уже в больнице. Д.Д. Шостакович умер 9 августа 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Он был сразу возведён в ранг классиков. Зарубежные награды и дипломы были бесспорными – он был почётным членом всевозможных академий: членом Шведской королевской музыкальной академии, почётным членом академии Санта Чечилия в Риме, членом-корреспондентом Академии искусств Германии, почётным доктором Оксфордского университета, был удостоен премии Сибелиуса (Финляндия). Советских наград тоже было достаточно. Д. Шостакович был лауреатом Ленинской премии и пяти Сталинских премий, Народным артистом СССР, членом Славянского комитета СССР и Советского комитета защиты мира, был лауреатом Международной премии мира. Начиная свой творческий путь, девятнадцатилетний Шостакович сказал: «Я буду работать, не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь». Это юношеское обещание композитор выполнил. И в заключении я хочу прочитать стихотворение О. Берггольц, под которым мог бы подписаться великий летописец XX в. Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Я говорю за тех, кто здесь погиб. В моих строках глухие их шаги, Их вечное и жаркое дыханье. Я говорю за всех, кто здесь живёт, Кто проходил огонь, и смерть, и лёд. Я говорю, как плоть твоя, народ, По праву разделённого страданья. ПРОГРАММА КОНЦЕРТА 1. Шостакович Д. Долматовский Е. «Хороший день» 2. Шостакович Д. Долматовский Е. «Родина слышит» 3. Шостакович Д. Прелюдия 4. Шостакович Д. Вальс-шутка 5. Шостакович Д. Лирический вальс 6. Шостакович Д. Весенний вальс 7. Шостакович Д. Полька 8. Шостакович Д. Гавот 9. Шостакович Д. Тарантелла 10. Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод» 11. Шостакович Д. Контрданс из к/ф «Овод» 12. Шостакович Д. Танец |
|
|