09:54 Сценарии праздников в летнем лагере | |
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе клубных объединений При организации работы клубных объединений по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения необходимо учитывать, что может быть несколько вариантов подходов. Первый – внедрение в деятельность объединений по интересам в разных формах тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения. Второй – включение в деятельность объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. Третий – общие акции в культурно-досуговом учреждении на темы здорового образа жизни. Что касается форм общения с ребятами на темы здорового образа жизни в объединениях детского и подросткового творчества, то они могут быть самыми разными. Проблемы здоровья актуальны для каждого человека. Каждый готов обсуждать их. Вопрос в том, как это делать. В любом случае это должен быть не монолог устрашающего характера, а дискуссии, споры, игры, соревнования. Главное, к чему нужно стремиться, – чтобы по возможности это было общение с детьми на языке их чувств, чтобы обсуждение любой темы не было отвлеченным, но было обращено к практической жизни ребенка, его опыту. Итак, рассмотрим возможности включения тем здорового образа жизни в разные виды детского творчества. Работа и общение в кружках технического творчества должны позволять ребенку соединить интерес к новому делу, к новой цели, которая может вырасти в цель жизни со стремлением иметь хорошее здоровье. Например, программа объединения, связанного с художественной обработкой дерева, позволяет обратить внимание детей на темы единства человека и природы, поговорить о ценности каждого дерева, о невосполнимости лесных потерь, о том, каким оставляют лес люди после себя. Можно предложить детям рассказать о своих ощущениях при посещении леса, о своем поведении в лесу, поделиться знаниями о том, как распознавать болезни деревьев. В этом детском объединении можно поговорить и об исчезнувших замечательных дворовых играх, для которых, умея работать с деревом, несложно самому сделать необходимый инвентарь, и о том, как организовать соревнования по этим играм. На занятиях фотокружка можно поговорить о роли фотографии как исторического свидетельства об образе жизни в последние полтора столетия. Рассмотреть старые фотографии, коснуться вопросов моды в разное время, в том числе одежды и обуви, их целесообразности с точки зрения здоровья. Может получиться очень интересная беседа и о том, какой была семья в России в разные времена, ее состав, традиции, ценности, воспитание детей. Порассуждать о том, для чего нужна человеку семья, о ее роли в формировании здоровья и образа жизни. Занятия в объединении юных цветоводов позволяют показать детям силу эмоционального воздействия природы на человека, его душевное здоровье на примере одного из самых прекрасных ее созданий – цветов. Поводами для разговора могут стать изучение цветов, описание своих чувств при этом, беседа о том, нужны ли эти чувства человеку и как они могут влиять на его здоровье. Всегда ли нужно срывать цветок, если он понравился? Цветы из Красной книги и отношение к ним людей. Как сохранить исчезающие виды? Руководителю клубного формирования важно внимательно отнестись ко всем идеям детей и подробно обсудить их и помимо этого рассказать ребятам о лечении и оздоровлении с помощью целебных растений (фитотерапия). Но при этом напомнить ребятам, что количество травников и справочников по фитотерапии сейчас огромно. Порекомендуйте им при покупке книги-лечебника обратить внимание на содержание издания. Во всех секциях и объединениях, относящихся к тематике физкультуры и спорта, можно найти поводы для интересных и важных бесед с детьми на темы физкультура, спорт и здоровье. Что дают человеку занятия физкультурой? Физкультура и цель жизни. Физкультура и общение, друзья. Физкультура как альтернатива вредным привычкам. Модные виды спорта, гимнастики и здоровье. Модная фигура и здоровье. Гигиеническая и дыхательная, корригирующая и атлетическая, лечебная и ритмическая, аэробика, фитнес, шейпинг, стретчинг, калланетика, йога, пилатес – вот далеко не все виды современной гимнастики. Регулярные занятия оздоровительными видами гимнастики повышают жизненный тонус организма, его естественный иммунитет, улучшают функции вегетативных систем и повышают работоспособность, компенсируют недостаток двигательной активности, а также помогают снять усталость после сильной физической нагрузки. Особого внимания заслуживает музыкальное творчество. Влияние музыки на здоровье человека, было отмечено ещё в древности. В Ветхом Завете описана история о том, как Давид одухотворенной игрой на гуслях избавил Саула от злого духа. Вероятно, это был один из самых ранних опытов терапии музыкой. Связь музыки и медицины древние греки символизировали в Аполлоне – покровителе искусств и его сыне Эскулапе – покровителе врачевания. Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов. А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность. В XX в. интерес к влиянию музыки на организм человека заметно возрос. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что музыка влияет на множество тонких регуляторных процессов, приводя в действие сложные механизмы, изменяющие работу различных органов и систем, в итоге благотворно или разрушительно влияя на здоровье человека. Остановимся лишь на некоторых фактах. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, оказывают благотворное действие на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Результаты ряда европейских исследований свидетельствуют, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от ее характера, но и от инструментов, на которых она исполняется. Наиболее благотворным с этой точки зрения является воздействие на организм человека фортепианной и скрипичной музыки. В то же время преобладание в музыкальном произведении диссонансов, создающих ощущение несогласованности, вызывает резкое психоэмоциональное напряжение и целую цепь реакций в организме, следствием которых могут стать тяжелые болезни. Как показывают исследования, именно таким действием обладают произведения современной рок- и поп-музыки. В современной медицине появилось новое направление – музыкотерапия. Результаты исследований и экспериментов ученых свидетельствуют о том, что музыка может способствовать более эффективному и быстрому излечению многих болезней (см. приложение «Музыкальная аптечка» в Выпуске № 2 из серии «Здоровый образ жизни»). Исходя из вышесказанного, очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей образа жизни и действенному фактору здоровья. И если двигаться к цели формирования здорового образа жизни, необходимо привлечь внимание детей к музыкальным жанрам, не только отличающимся красотой и богатством форм, но и целебным, благотворным воздействием на здоровье. Именно такими свойствами обладают классическая и народная музыка. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели, – общение с детьми в музыкальных кружках. Задача объединения юных любителей музыки, фольклорной студии – формирование и развитие у детей интереса и любви к музыке, различным ее формам. При этом очень важно акцентировать внимание детей на позитивных аспектах воздействия влияния музыки на здоровье людей. Так, например, тема «Выразительные средства музыки» предоставляет детям возможность познакомиться со звучанием разных инструментов симфонического оркестра, а затем можно попросить их поделиться своими ощущениями (какие чувства, ассоциации они вызывают, как действуют на настроение и состояние человека). Если среди кружковцев найдутся любители классической музыки, пусть они опишут свои чувства, уходя с концертов. Здесь особенно важно остановиться на последействии классической музыки – этого «воспитателя чувств». Музыка помогает почувствовать красоту природы, человека, приносит радость или успокоение, вызывает стремление быть лучше, выражает разные чувства и т. д. Затем следует прослушать записи рок- и поп-музыки и также поделиться впечатлениями, описать свои ощущения и вспомнить свое состояние на концертах популярной музыки (что чувствовали, с каким настроением ушли домой). После этого рассказать детям о том, что физические характеристики инструментов, используемых в симфоническом оркестре и оркестрах народных инструментов, отвечают возможностям слухового аппарата человека и поэтому не могут причинять ему вреда, в отличие от воздействия поп- и рок- музыки, не только не безопасной, но и вредной для здоровья. Здесь уместно также остановиться на общем и специфическом возбуждающем воздействии рок-концертов (опасностях агрессии, неконтролируемого поведения, сексуального и другого насилия). Тема «Что такое опера? Игра в оперу» может быть использована для импровизированных вопросов и ответов, пародирующих современный образ жизни, различные модные течения. Тема «Жанры русской народной песни» может дать множество поводов для дискуссий на темы здоровья. Вот несколько вариантов бесед: Русские свадебные песни. Свадебный обряд. Образ женской красоты в русском или другом народном искусстве, его атрибуты и современный идеал женской красоты: их сопоставление с точки зрения здоровья. Свадебное платье невесты. Женский народный костюм, его целесообразность и удобство. Современная модная одежда с точки зрения здоровья. Колыбельная, ее назначение и смысл. Семья, ее традиции, ценности и образ жизни в прошлые века и сегодня. Пение в семье – его место в образе жизни прошлого и настоящего. Дети – продолжение рода и продолжение традиций. Здоровые подростки – здоровые родители – здоровые дети. Образ жизни семьи как источник здоровья. Среди занятий в чрезвычайно интересном детском объединении – кружке шумового оркестра можно найти поводы для дискуссий на темы влияния музыки на здоровье, приведенные выше, а также о том, как различные звуковые частоты и шумы воздействуют на организм человека. Можно, например, начать с беседы о звуках. Дело в том, что звуки, окружающие ребенка, превратились в некий фон, из которого он способен выбрать не так уж много интересного. Часто дети, особенно городские, плохо различают природные звуки. Между тем умение слышать эти звуки необходимо ребенку для ощущения себя частью природы, для восприятия ее красоты. Приобретение этого навыка очень важно и для гармонизации функций организма ребенка. Можно попросить детей ответить на вопрос: знаете ли вы, как звучит тишина? Нужна ли тишина и для чего? Затем попросить их закрыть глаза и отгадать характерные звуки (например, как жужжит пчела или оса, гудит шмель, звенит комар и т.д.). Пусть дети сами изобразят разные звуки живой природы, вслушаются в них. Далее следует попросить их описать и воспроизвести звуки леса (шум деревьев, шелест листьев и травы, пение птиц, шорохи), описать и изобразить звуки ветра, грозы, воспроизвести звуки воды: шум дождя, журчание ручья, плеск речных и морских волн, весенней капели. Попросить их прислушаться к этим звукам во время прогулок и походов и затем рассказать о них. Порассуждать с детьми о том, для чего нужны человеку звуки природы (они успокаивают, доставляют удовольствие, наслаждение, лечат или же побуждают к нужным действиям). Рассказать детям о том, что звуки природы не могут причинить вред здоровью, наоборот, помогают его укрепить. Пусть дети вспомнят и изобразят эти звуки. А звуки, созданные человеком (шумы, звуки чересчур громкие, резкие, грубые, оглушающие), могут нанести здоровью людей очень большой вред и даже вызвать серьезные болезни. Нужно непременно коснуться темы сохранения покоя и тишины в доме, необходимости отдыха и полноценного сна для здоровья людей и уважения к праву каждого человека на отдых. Для более старших детей может быть интересной дискуссия на тему о музыкальных шумах как средстве музыкальной выразительности и шумах цивилизации и воздействии тех и других на здоровье. Уместно на занятиях кружка коснуться темы прослушивания музыкальных записей рок- и поп-групп, небезопасности этого занятия при передозировках звукового воздействия, вреда плейеров для здоровья. Программа данного кружка предоставляет немало возможностей для включения в нее различных тем здоровья, здорового образа жизни и развития в этом направлении детского творчества. Так, на занятиях по темам «Детский фольклор», «Основные жанры словесного фольклора» можно попросить детей вспомнить, какие пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, относящиеся к здоровью, они знают, и объяснить их смысл. Поиск и сочинение частушек, песен, загадок и т.д. на темы здоровья, конкурс на эту тему – еще один возможный вариант совместного творчества детей. |
|
|