09:53 Сценарии отрядных мероприятий в лагере | |
«Веселый досуг»
Методические рекомендации О необходимости создания разнообразных собраний детей для совместных игр говорил еще прогрессивный педагог России П.Ф. Капреев. В каждом культурно-досуговом учреждении области, будь то маленький клуб или огромный Дворец культуры, есть детские объединения, но проблема организации свободного времени де-тей и подростков как стояла довольно остро, так и стоит по сего-дняшний день. Статистика нам дает одну картину, а реальная практика – совсем другую. Известна работа далеко немногих детских и подростковых клубных объединений. Это эстетических центры, работающие на базах Прохоровского, Новооскольского и Ивнянского районных Домов культуры и клубы по интересам: ДК «Строитель» - «Сказ-ка» (руководитель - Старикова Н.Н.); РДК п. Троицкий - клуб «Малыш» (руководитель Панкратова Е.В.) – Губкинского района, в городском Дворце культуры г. Белгород - киноклуб «Подросток и закон»; студенческая гостиная, клубы «Сказка» и «Светофор». В Грайворонском районе в течение нескольких лет на базе Гора - Подольского, Косиловского и Безыменного ДК объединя-ют ребят клубы «Ровесник». Музыкальные клубы «Угадай мело-дию» на базе Глотовского клуба и Косиловского СДК этого рай-она с удовольствием посещают дети от 12 до 16 лет. На заседаниях клубов «Хочу все знать» Добросельского ДК, «Дубравушка» Дунайского ДК Грайворонского района проходят беседы и экологические уроки на темы: «Природа и мы», «Охра-на и сохранение природных богатств», уроки нравственности и воспитания «Выбор за вами», «Нет наркотику», «Здоровье в на-ших руках»; в Смородинском, Санковском, Дунайском и Коси-ловском ДК Грайворонского района работают кружки «Веселый карандаш» и др. Необходимо, чтобы для наших детей и подростков повсеме-стно создавались такие условия, где бы они получали жизненный практикум, обучались жить в коллективе со сверстниками, тренируя ум, душу, сердце. Как показывает практика работы лучших детских клубных формирований, второй частью занятий должна быть игра. Осоз-нание собственных прав и прав других, зависимости всех друг от друга, значение организованных и согласованных действий, необходимости подчинения и проявления инициативы – таков далеко не полный перечень воспитательных результатов игры – и простой, и сложной. В любом детском объединении должны присутствовать игра или игровые элементы, соответствующие характеру его деятельности. У каждого из нас есть определенный запас игр и других раз-влечений и занятий, приобретенный еще в детстве, который мы можем передать современным детям, но этот запас не бесконечен и, в конце концов, любой из нас может оказаться в ситуации, когда ему уже не с чем идти к ребятам. Чтобы такого не произош-ло, лучше позаботиться об этом заранее. Огромную помощь всем, кто организует досуг детей, могут оказать книги и методические материалы. В методические материалы, которые вы держите сейчас в ру-ках, включены: - методические рекомендации (в виде советов) по организации детского досуга, которые помогут не просто разучить с детьми ту или иную игру, а и заинтересовать ребят, включить их в действо, перевести из разряда пассивных наблюдателей в разряд активных участников, без знаний, навыков и мастерства сделать это слож-но; - русские народные подвижные игры; - сценарии тематических программ. Создание клубов любителей игры, сообразно возможностям и местным условиям, послужит решению многих серьезных про-блем связанных, с организацией полноценного досуга подрас-тающего поколения. Работа таких клубов даст положительные результаты, если занятия в них будут проводиться не менее 2-3 раз в неделю. Особое внимание следует обратить на организацию и прове-дение традиционных русских народных игр нашей области и своего района. В программу работы клубов следует включить конкурсы «Любимые игры наших бабушек и дедушек». Подготовка ребят к таким конкурсам расширит их знания, позволит почувствовать себя исследователями культуры своей местности. Советы организаторам игр * Любые игры только тогда дают результаты, когда в них иг-рают с удовольствием. Обстановку, в которой проходит игра, в первую очередь создают взрослые. И первое условие успеха де-тей — улыбка, похвала, радость, искренняя заинтересованность старших. * Игры должны приносить радость и детям, и играющим с ними взрослым. * Для любой игры необходима непринужденная обстановка, тогда дети сосредоточатся на самой игре, а не на том, чтобы «сесть (или встать) как следует». Позвольте детям пошуметь, выразить свои эмоции. * Ни в коем случае не принуждайте детей играть и не дово-дите занятия играми до пресыщения. * Не будьте назойливы. Если кто-то не хочет играть или петь, танцевать, не настаивайте. * Обратите внимание на тех детей, которые не участвуют в игре. Это может быть по двум причинам: или у ребенка слабо развиты те качества, которые нужны именно в этой игре, или взрослые отбили у него охоту, принуждая его играть или перегрузив играми. * Игры должны развивать не только исполнительные способ-ности, но и, что гораздо важнее, — творческие способности. * Начинать надо с посильных для детей игр. Успех в самом начале окрыляет. * Подготавливая игровые программы, идите по пути «от простого к сложному». * Увлечения детей приходят волнами. Поэтому и игры, к ко-торым у детей временно исчез интерес, замените другими. * Успех игры зависит не только от ее умелого выбора, но и от того, как она проводится. * Придите к детям с тщательно продуманным планом, четко представляя, где вы будете проводить игру: в комнате, зале, на площадке, на лесной поляне и т. д. Все необходимое должно быть под рукой (мячи, скакалки, булавы, кегли, обручи и т. д.). * Предлагая новую игру, кратко объясните ее, чтобы каждый знал, что он должен или не должен делать. Некоторые движения, если это необходимо, покажите детям и разучите их с ними. Обязательно познакомьте детей с правилами игры. После окон-чания игры подведите итоги, но сделайте это непринужденно, доброжелательно. * Проведение некоторых игр (игры-аттракционы, шу-точные эстафеты и др.) сопровождайте комментариями. Они должны быть с юмором. Но никогда не критикуйте и не коммен-тируйте действия самих детей. * Дайте детям возможность играть самостоятельно, без под-сказки. Не выполняйте задание за ребенка (в первую очередь это касается интел¬лектуальных игр), не подсказывайте ему ни сло-вом, ни жестом, ни взглядом. Не злоупотребляйте коммента-риями и замечаниями, так как тогда дети начинают судить о соб-ственных действиях не по результатам, а по замечаниям окру-жающих. Это может привести к тому, что ребенок, с одной стороны, будет бояться самостоятельности, а с другой, у ребенка не будет развиваться самоконтроль. * Перед проведением игр на открытом воздухе тщательно про-верьте игровую площадку. Она должна быть очищена от камней, коряг, мусора; быть без ям и бугров. * Не выпячивайте успех победителей и не критикуйте побеж-денных. * При проведении игр и массовых мероприятий выбирайте такое место, с которого вы видите всех. * При работе в кругу лучше находиться ближе к окружности, а не в центре круга. * При объяснении игр, связанных с построением, основа — показ, а не рассказ. Не стоит говорить: « Повернитесь направо... Левую руку положите на правое плечо впереди стоящего товари-ща»,— и т. д. Лучше сказать: «Сделайте так»,— и самому пока-зать, как надо сделать. Когда играющие будут строиться, можно по ходу исправлять ошибки в построении, помогать. * Подготовка к любому массовому мероприятию начинается с выяснения его цели и задачи, возраста детей, для ко-торых будет проводиться это мероприятие. После этого пишется сценарный план, где определяется, какие виды игр и развлечений будут использоваться в массовке — викторины, загадки-шутки, конкурсы песен и т. д. Затем надо решить, какие игры-конкурсы будут стержневыми. И только после этого пишется развернутый сценарий мероприятия. Нужно идти по пути усложнения программы — от простого к сложному. Особое внимание надо уделить началу представления и концовке. * Придя на площадку, присмотритесь, кто пришел на мероприятие. Отметьте для себя наиболее активных ребят. * «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — совет не только для портных. Обязательно отрепетируйте все, что вы будете говорить и делать на мероприятии. Лишние слова и движения утомляют, также как и длинные паузы, комментарии не по делу и т. д. * Говорите громко, отчетливо, но не кричите. * Если вам нужно установить тишину, поднимите руку, воспользуйтесь свистком, попросите аккомпаниатора взять не-сколько аккордов, хлопните несколько раз в ладоши. * Любую игру постарайтесь закончить так, чтобы от нее можно было логично перейти к другой игре, танцу и т. д ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Детям нужно пошуметь, порадоваться, подвигаться, одним словом — разрядиться. Именно такую возможность дают им под-вижные игры. Чтобы игра получилась, необходимо, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, конечно же, соответствова-ла их возрасту. Перед началом игры познакомьте детей с ее со-держанием, условиями и правилами. Свой рассказ можно сопро-водить показом некоторых игровых элементов, а наиболее слож-ные из них желательно разучить с детьми и отрепетировать. Любые игры только тогда дают результаты, когда в них игра-ют с удовольствием. Постарайтесь создать непринужденную об-становку, чтобы все внимание было сосредоточено на самой иг-ре, а не на том, чтобы «сесть (или встать) как следует», «не шу-меть» и т. д. И не забудьте поощрить ребят за их ловкость, сме-лость, находчивость добрым словом, улыбкой. Особенно внима-тельно надо отнестись к детям, которые слабее своих сверстни-ков, более робки или обладают каким-либо физическим недос-татком. Ненавязчиво помогите им, поддержите, создайте вокруг них дружелюбную атмосферу. Это принесет пользу и этим ребя-там, и тем, кто более силен и ловок. Перед игрой прочтите детям «игровой кодекс». Вот примерный его текст: 1. Играй честно, соблюдая правила. 2. Помни, что в игре ты не один (не води нарочно подолгу, дай играть другим). 3. В играх-поединках выбирай противника равного по силам. 4. В команде закон: один за всех и все за одного. 5. Не горячись понапрасну. 6. Слушайся руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйся капитану команды: в игре он старший. 7. Победив, не смейся над противником. В игре — вы про-тивники, вне игры—товарищи. 8. Проиграл, не унывай! Русские народные подвижные игры Дорожки Эту игру маленьких детей приметили взрослые. Выходят ребята на деревенскую дорогу и начинают делать своими ножками разные и по форме, и по величине дорожки, а затем бегают по ним до устали. Дорожки извилистые, словно змейка, закручиваются улиткой, сворачиваются в замыслова¬тый крендель. Дети постарше придумывают более сложные по форме рисунки: извилистые дорожки обвивают друг друга, улит¬ки сво-рачиваются из двух узких дорожек и т. д. И какие только разнообразные приемы не находили дети, что-бы дорожки не были похожи одна на другую. Широкую делают одновременно 2-3 человека: встают боком и, держась за руки, идут приставным шагом. Чтобы дорожка получи¬лась узкой, ее делает кто-то один (пятка соприкасается с нос¬ком). Дети любят эту игру за то, что она дает возможность на не-большом пространстве пройти или пробежать длинный путь; при этом они учатся делать во время движения быстрые пово¬роты, неожиданные остановки, учатся ходить разным шагом, менять скорость движения. Длина дорожек произвольная, но не менее 5 м. В зависи¬мости от ширины дорожек дети во время движения или вста¬ют на ли-нию, или идут между линиями. Проходить дорожку могут несколько одновременно человек. Безусловно, нужно учитывать длину дорожки и ее рисунок с тем, чтобы играю¬щие могли соблюдать темп движения и не подходить близко друг к другу. А вот и примеры дорожки. Одни рисунки придумали дети из далекого прошлого, а другие современные дошкольники вме¬сте с педагогами. Если нарисовать несколько одинаковых дорожек или же дать в сочетании разные, то можно провести соревнование. 1-е задание. Положите в конце каждой дорожки цветные флажки. Дети из какой группы быстрее перенесут флажки. 2-е задание. Дети из какой группы быстрее перейдут по дорожкам на про-тивоположную сторону игровой площадки. ПЯТНАШКИ Игра начинается с выбора водящего, его называют пятнашкой. Играющие могут договариваться и об условиях проведения игры. Правила: 1. По ходу игры нужно внимательно следить за сменой водя-щих и их действиями. 2. Пятнашка не должен бегать за одним играющим или сто-ять рядом и ждать, когда он побежит. 3. Нельзя пятнать раньше установленного момента. 4. Запятнанный не должен пятнать того, кем был только что запятнан (кроме игры «Пятнашки с передачей). Пятнашки обыкновенные Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Тот, кого он коснулся рукой, становится пят¬нашкой. Пятнашки с домом По краям площадки рисуют два круга — это дома. Спаса¬ясь от водящего, играющие могут забегать в дом, где пятнашка салить их не имеет права, но долго находиться в доме правилами не раз-решается. Пятнашкой становится игрок, которого осали¬ли в поле. Прерванные пятнашки Пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того игро¬ка, которого он хочет запятнать. Но если во время преследова¬ния пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участ¬ник игры, он меняет свое решение, называет его по имени и ста¬рается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры. Правила: 1. Пятнашка сначала называет игрока по имени, а затем до-го¬няет его и пятнает. 2. В игре пятнашка может изменять свое решение многократ-но в зависимости от ситуации. Круговые пятнашки Участники игры встают по кругу, каждый свое место обво¬дит кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоя-нии друг от друга, один из них пятнашка. Если убегаю¬щий ви-дит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит от пятнашки, а игрок занимает его кружок. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пят-нашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет иг-рока, выбежавшего из круга. Если водящий запятнал убегаю-щего, то игру начинают те из играющих, кого они назовут по именам. Сами же встают в их кружки. Правила: 1. Бегать через круг не разрешается. 2. Игроку, за которым гонится пятнашка, можно пробегать не более двух кругов. 3. Выбранные играющие договариваются, кто будет пятнаш-кой. Указания к проведению. В игре дети должны быть очень вни-мательными, если играющий зазевается и не вовремя осво¬бодит свой кружок, то он подведет товарища. Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пят-нашку можно заменить, если он пробежал два круга, никого не запятнал и не занял свободное место. Игра пойдет весело и интересно, если убегающие будут быст-ро меняться местами. Пятнашки-зайки Все играющие — зайчики. Когда пятнашка догоняет игра-ющего, тому нужно попрыгать на двух ногах, как зайке, и тогда его уже нельзя пятнать. Пятнашки с передачей Играющий, которого запятнали, если он быстрый и ловкий, может сразу же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой ос-тается прежний игрок. Пятнашки с именем Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из на-званий цветов, птиц, зверей и т. п. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал свое имя, например, «лиса», «барсук», «аист», «волк» и т. п. Пятнашки с мячом В этой игре пятнают не рукой, а мягким мячом. У каждого иг-рающего — свой мяч. Когда игрок выполняет роль пятнаш¬ки, то бросает мяч не выше пояса. Резиновый мяч бросают толь¬ко в но-ги. Размер мяча не более 6 см в диаметре. Если водящий ни в кого не попал, играющие могут отды¬хать, пока он догоняет и подбирает мяч. Правила: Игрок не считается запятнанным, если катящийся мяч слу-чайно задел его. Пятнашки с присказкой «ЛЯПКИ» Запятнав игрока, пятнашка говорит: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» — и убегает. Новый пятнашка повторяет те же слова, запятнав другого игрока, и т. д. Играющие во время бега могут поддразнивать пятнашку: «Не дашь лепок, не вырастишь вершок!» «КЛЕЦКИ» Пятнашка спрашивает запятнанного: — У кого был? — У тетки. — Что ел? — Клецки. — Кому отдал? Игрок называет кого-то из участников игры. Названный ста-новится пятнашкой. Правила: 1. Когда пятнашка говорит слова, играющие стоят на месте. 2. Установленные слова нужно произносить четко, ясно, с на¬чала до конца. «Я НЕ НА ДЕРЕВЕ» Играющие расходятся по площадке, и каждый находит себе предмет, на который он может встать. Прежде чем начать игру, дети все вместе говорят какую-нибудь прибаутку или дразнилку. Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся, ты постой! Николай, Николай! Сиди дома, не гуляй, лапти плети, на нас гляди! С последними словами все разбегаются в разные стороны и бегают по площадке, повторяя слова: «Я не на дереве!» Чтобы не быть запятнанными, они могут встать на любой предмет и ска-зать: «Я на дереве!» Водящий не пятнает того, кто своевре¬менно сказал: «Я на дереве!» — и встал на какой-либо пред¬мет. Можно вставать и около настоящих деревьев, если они есть на площадке. Играющие могут и перебегать с предмета на предмет, но не забы-вать говорить нужные слова. ПЕРЕГОНКИ ПО КРУГУ Пустое место Играющие встают в круг, выбирают водящего, тот выходит из круга и начинает игру. Бежит мимо игроков, одного из них пят-нает и продолжает бежать в том же направлении. Запят¬нанный же бежит в противоположную от водящего сторону. Кто из них первым добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим. Правила: 1. Дети бегают только снаружи круга. 2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих. 3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то оба встают в круг, и выбирается новый водящий. Указания к проведению. Играют в эту игру в любое время го-да на большой площадке, где можно бегать без помех. Корзинки Дети делятся на пары и расходятся по площадке. В каждой па-ре игроки берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки. Двое играющих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Тот, бегая между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чье имя назва-ли, убегает, его догоняет пятнашка, а на его место становится второй игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку. Выбирается новая пара водящих. Правила: 1. Дети водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих. 2. Если пятнашка не может догнать убегающего, выбирают другого пятнашку. Горячие руки Водящий встает в круг. Стоящие вокруг него играющие под-нимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх. Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Игра-ющие, спасаясь, быстро опускают руки. Кого водящий осалит, тот идет водить. Если играющих много, водящими могут быть два, три чело-века. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ла-донями вниз. Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро пе-ремещаться по кругу в разных направлениях. |
|
|