09:53 Сценарии мероприятий в летнем лагере | |
Методические материалы
по использованию здоровьесберегающих технологий в культурно-досуговых учреждениях Белгород, 2007 Литвишко Т.Н. «Здоровый образ жизни» - Выпуск № 1. – Здоровые дети – счастье на планете: Методические материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в культурно-досуговых учреждениях. – Белгород: Издание ГУК «БГЦНТ», 2007. – 40 с. Автор-составитель – старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества – более 10 лет занимается изучением и обобщением опыта организации детского и подросткового досуга в учреждениях культуры. Методические материалы посвящены обобщению здоровьесберегающих технологий в процессе духовно-нравственного и физического воспитания детей и подростков в рамках культурно-досуговой деятельности. Сборник предназначен для руководителей детских и подростковых клубных объединений и учреждений культуры, организаторов досуговых программ, а также для студентов учебных заведений культуры. Введение Главным средством предупреждения болезней является гармоничное развитие духовных и физических сил человека. (Легафт П.Ф.) Проблема здоровья детей – одна из основных в воспитании подрас¬тающего поколения. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) призваны оказывать культурно-досуговые учреждения, ведь понятие «здоровье» включает в себя не толь¬ко физическое совершенство, но и духовное благополучие. Образ жизни, по-латыни «модус вивенди», – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию). Взаимоотношения с самим собой – это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья. Каждый может вспомнить случай, когда здоро¬вый дух с не очень здоровым телом позволял чело¬веку достичь такого развития, что ему можно было только позавидовать. И наоборот, сколько физически развитых и крепких «качков» представляют собой примитивные суще¬ства. Единство здоро¬вого духа и здорового тела (именно в таком поряд¬ке) – вот идеал, к которому надо стремиться. Здоровье человека можно изобразить в виде стилизованного цвет¬ка, каждый лепесток которого представляет один из аспек¬тов нравственного здоровья (физическое, эмоцио¬нальное, интеллектуальное, социальное, личност¬ное). Стеблем цветка, стержнем служит духовный аспект здоровья. Формирование духовного здоровья, как правило, отождествляется с воспи-танием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим цен-ностям. К числу нрав¬ственных болезней ребенка относятся: безволие, слабая вера в семью, нежелание извиняться, не¬прощение себя и других, стремление быть похо¬жим на недосягаемых кумиров (недооценка соб¬ственной личности). К признакам духовного здо¬ровья можно отнести: совестливость, честность, надежду, любовь, доброжелательность, уважение к людям, терпимость. Результаты научных исследований, выполненных в последние годы, свидетельствуют об углублении неблагоприятных тенденций изменения образа жизни современных школьников и вследствие этого – повышение риска нарушения их здоровья. Их сегодняшний стиль жизни в значительной мере является результатом информационного воздействия СМИ. В связи с этим крайне необходим поиск новых, эффективных направлений профилактического воздействия, а также форм и методов, отвечающих потребностям современных детей. Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у нас в стране реализуется с помощью трех основных моделей. 1. Модель устрашения, когда молодых людей запу¬гивают возможными недуга¬ми и проблемами, если они будут пить, курить, употреб¬лять наркотики, игнориро¬вать занятия спортом и так далее. Такой метод приемлем разве только для младших школьников. У подростков он, наоборот, может вызы¬вать протестную реакцию. 2. Модель просветитель¬ская, обращенная к разуму молодых людей. Опыт показыва-ет, что для некоторых из них такой подход вполне пригоден. 3. Модель, ориентирован¬ная на формирование бережного отношения к своему здоровью. Именно модель, ориентированная на формирование мотивации на здоровье, должна стать главной в пропаганде здорового образа жизни. Мало знать и пони¬мать суть всех воздействий, разрушающих организм и психику человека. Намного важнее иметь принципиальную установку на продуктивное развитие, и здоровье, испытывая при этом радость от процессов созидания. С этой точки зрения представляют интерес результаты исследований, в которых изучалась востребованность знаний о здоровье сегодняшними детьми. Как показало анкетирование в крупных городах России учащихся 5 – 11-х классов, для 74,4% средних и 53,9% старших школьников наиболее интересны вопросы физкультуры и спорта, проблема половых отношений (15,8 и 36,8% соответственно), курения (13,8 и 22,3%), наркомании (15 и 24,8%), алкоголизма (10,6 и 14,3%), а также избыточного веса (15,3 и 18,2%). Результаты проведенного исследования неформальных мнений 3500 респондентов в возрасте 8 – 17 лет о здоровье свидетельствуют, что помимо вышеперечисленных вопросов их интересуют темы: «Мода и здоровье», «Музыка и здоровье», «Модная фигура и здоровье», «Модные диеты и здоровье», «Компьютер и здоровье», «Модные игры и здоровье», «Модные виды спорта и здоровье», «Природа и здоровье» и другие. Чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Если мы хотим нацелить детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать право каждого не только иметь здоровье, но и нести ответственность за него. Взрослые должны понимать, как дети воспринимают окружающий мир. Осуществить это можно, если мы научимся взаимодействовать с ними как с партнерами. Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формулировать цели, но и реализовывать их. Неформальное общение и совместная деятельность с детьми помогают понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит больше всего, что бы они хотели сделать, чтобы поддержать свое здоровье и здоровье других людей. Технологии, предлагаемые в методических материалах из серии «Здоровый образ жизни» (выпуски №№ 1-2), основаны на совместном познании, взаимообучении, обмене практическим опытом, совместном поиске путей к здоровью усилиями детей, организаторов досуга, педагогов и родителей. Как известно, условия для неформального общения с детьми, развития их творческого потенциала позволяет создать и использование клубных форм работы. Предлагаемые нами формы реализации детского потенциала отражают потребности и ожидания современных детей и особенности подростковой субкультуры. Они позволяют решать не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи. Через совместное творчество детей, родителей и прародителей лежит путь к восстановлению во многом утраченных связей между поколениями, в том числе традиций, помогающих сохранению здоровья. Модельные культурно-досуговые учреждения сегодня являются базой для внедрения прогрессивных технологий. Именно здесь имеются все возможности для обучения детей и подростков с учетом способностей, запросов и интересов конкретного ребенка. Но при этом необходимо обновление характера организуемой деятельности детского коллектива, методов и форм работы, которые применяют учреждения культуры. Качества личности, ее развитие во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается. Особое внимание организаторам досуга нужно обращать на формирование у детей знаний, навыков, взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более здоровым свое окружение. Для чего необходимо включать в планируемые мероприятия темы, которые раньше входили в систему так называемого гигиенического воспитания. Это оздоравливающее значение физкультуры и спорта, личной и общественной гигиены, закаливания, гигиены умственного труда, питания, профилактика инфекционных болезней, половое воспитание, профилактика травматизма, а также раскрытие наиболее острых, актуальных проблем образа жизни сегодняшнего дня (проблемы курения, токсикомании, девиантного поведения и др.). Организаторам досуга необходимо тщательно просмотреть планы работы и определи¬ть тематику и формы мероприятий, связанных с пропагандой ЗОЖ. Эффективность пропаганды ЗОЖ в культурно-досуговых учреждениях зависит oт умелого сочетания индивидуальной и массовой работы, которая должна носить по-стоянный характер. Формы досуговых программ с применением здоровьесберегающих технологий Для работы с младшими школьниками рекомендуем провести цикл театрализованных мероприятий под общим названием «В гости к тётушке Гигиене», «Дорога к доброму здоровью» или «Путешествие в страну Здоровье» и т.п. Например, есть королевство, в котором правит добрый король «Здоровье», его королевство пытается захватить злая колдунья «Бо¬лезнь», которая засылает своих шпионов и т.д. Придерживаясь выбранного сюжета, можно раскрыть многие темы и направления. Всё это способствует повышению интере¬са к подобным мероприятиям, проводимым в клубах и домах культуры. В работе с подростками в возрасте 10 – 11лет рекомендуем использовать такие формы, которые требуют их активного участия. Например, конкурсы. Любое мероприятие обязательно должно включать задания, требующие самостоятельного поиска информации по здоровому образу жизни. Например, можно предложить найти информацию по определённой теме. Вопросы могут быть такими: «Чем отличается американский футбол от европейского?» «Где можно найти информацию о причёсках?» т.п. То есть ненавязчиво привлечь ребят к означенной теме и постараться развить и закрепить возникший у них интерес. Можно организовывать мероприятия, которые будут знакомить ребят с различными видами спорта, выдающимися спортсменами, проводить циклы конкурсных, игровых, познавательных программ, посвященных истории Олимпийских игр, где одну из программ можно посвятить чемпионам Белгородской области: «Гордость земли Белгородской», «Наши чемпионы» и т.д. Эффективность всех мероприятий возрастёт, если работники культуры будут постоянно поддерживать контакт с учителями физкультуры, биологии, школьным врачом, руководителями спортивных секций, кружков. Вырабатывая новые подходы к массовой работе, особое внимание необходимо обратить на развитие активности самих ребят. В каждом культурно-досуговом учреждении есть посетители, обладающие творческим воображением, развитыми коммуникабельными качествами, организаторскими способностями. Важно сделать таких посетителей соорганизаторами, соучастниками массовой работы, что значительно повысит её эффективность. Предложите ребятам принять участие в «Презентации любимого вида спорта». Участники должны представить свой любимый вид спорта, рассказать о нем, вспомнить книги, по теме, имена спортсменов и их достижения и т.д. Шансы на победу увеличатся, если свой рассказ конкурсант дополнит исполнением песни, небольшой инсценировкой и т.п. Хорошо бы пригласить известного спортсмена или тренера вашего города, района, который рассказал бы о себе и т.п. В состав жюри можно включить учителя физкультуры, родителей, тренера. Чем старше ребёнок, тем ярче проявляются индивидуальные особенно¬сти его личности. По результатам многочисленных исследований, в 12 – 13 лет раз¬личия в круге интересов мальчиков и девочек становятся наиболее заметными. Девочки предпочитают романы о любви, дружбе, а мальчиков начинает интересовать спорт, особенно восточные единоборства. В этом возрасте у подростков появляется силь¬ное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. Как правило, ими становятся герои боевиков, сериалов. Задача организаторов досуга – обратить этот интерес в свою пользу. Можно провести небольшой опрос или анкетирование и выяснить, чем интересуются ребята этого возраста. Примерные вопросы могут быть такими: Назови свой любимый вид спорта. Что бы ты хотел узнать (прочитать) о своём любимом виде спорта? Назови свою самую любимую книгу, фильм, телепередачу. Чем ты любишь заниматься в свободное от учёбы время? Мой кумир – это… По результатам опроса можно совместно с библиотекой организовать выставку «Спрашивали? – Отвечаем», сделать закладки на книги, адресованные конкретным мальчикам или де¬вочкам. Помните, что успех в работе с подростками всех возрастных групп может обеспечить продуманная индивидуальная работа с ними, осведомленность об их мнениях, желаниях. При работе со старшими подро¬стками следует учитывать специфику возраста, не приемлющего всякого рода на¬ставлений, поэтому тут нужен доверительный разговор. Наибольшие воз¬можности для развития старшего подростка заложены именно в ин-дивидуальном общении с организаторами досуга. В работе с подростками старшего школьного возраста (с 14 лет) рекомендуем использовать такие формы работы, которые позволяют им активно высказывать свои мнения. Одна из таких форм – дискуссионные вечера. Примерные их темы: «Можно ли изменить свой характер?» «Что такое – духовный человек?» «Кто счастливее – здоровый нищий, или больной король?» («Здоровый нищий счаст¬ливее больного короля» А. Шопенгауэр) «Спорт и мужество». Проведите со старшими подростками циклы познавательных программ «Обо всём понемногу». Одна из них может быть посвящена взаимоотношениям между мальчиками и девочками и уходу за собой (личной гигиене). А начать такую программу предла¬гаем с отрывка из произведения А.П. Чехова «Красавицы»: «…Действительно прекрасного у неё были одни белокурые, волнистые, густые волосы, распущенные и перевязанные на голове чёрной ленточкой, всё же остальное было или неправильно, или же очень обыкновенно... Весь секрет и волшебство её красоты заключались именно в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, игре лица, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью чистотой души, звучавшею в смехе и в голосе…» Вторую программу можно посвятить видам спорта, вызывающим наибольший интерес: восточному единоборству, баскетболу, футболу, бодибилдингу, гимнастике и т п.; спортсменам, кумирам молодёжи; советам, как поддерживать себя в спортивной форме. Назвать ее можно «О, спорт, ты красота!» или «Спортивные новости». Следующая программа может нести информацию о том, что такое вредные привычки и как от них избавиться. Глубокому раскрытию актуальных тем мероприятий способствует организация соответствующих выставок, оформление плакатов и т.п. Но как бы хорошо ни работали организаторы досуга, если их рекомендации, советы не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания детей и подростков не даст положительного результата. Поэтому нужно постоянно контактировать с их родителями, активнее привлекать в семейные клубы. Можно вместе с ребятами пригласить родителей на специально подготовленные утренники, вечера, праздники. Осознав важность этих мероприятий, взрослые поддержат старания культурно-досуговых учреждений, школ и библиотек в деле воспитания личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, нравственное и эс-тетическое начало и физическое здоровье. Как организовать фестиваль (праздник) «Твое свободное время и твое здоровье» Актуальной остается проблема свободного времени детей, подростков, молодежи. Одним из важнейших факторов, способствующих втягиванию их в алкоголизм, токсикоманию, наркоманию, является неспособность ребят занять себя в свободное время. Как помочь детям приобщиться к интересным делам, которые помогли бы им не только найти себя, но и способствовали бы улучшению здоровья – душевного, нравственного, физического, духовного? Этой цели может помочь фестиваль, на котором дети разных возрастов, а также их родители, бабушки и дедушки расскажут о своих увлечениях, порассуждают о том, как привлечь к интересным и полезным делам других ребят, друзей, родных. Начать можно с создания группы (штаба, центра, совета, оргкомитета) по подготовке фестиваля. Эта группа будет состоять из детей, желательно неформальных позитивных лидеров. В нее также должны войти организаторы досуга, учителя (особенно те, кто пользуется большим авторитетом и любовью детей), а также родители. В процессе подготовки фестиваля желательно достичь двух целей. Первая – выявить и показать примеры разнообразных увлечений. Вторая – объединить детей в поиске интересного и полезного досуга. Детей, занимающихся в секциях, кружках, клубах, вы хорошо знаете. Но наверняка среди всех остальных школьников есть немало ребят, имеющих есть серьезные увлечения. Чтобы их выявить, можно провести анкетирование, включающее следующие вопросы: – Чем ты любишь заниматься в свободное время? – Что дает тебе твое увлечение? – Чему оно помогает? – Что ты чувствуешь, когда занимаешься любимым делом? – Чему оно тебя научило и что ты теперь умеешь делать? – Что тебе хочется сделать еще? О чем мечтаешь? – Хотел бы ты, чтобы о твоем любимом деле или увлечении узнали другие ребята? – Хотел бы ты вовлечь в свое любимое дело других ребят? – Что бы ты хотел и мог показать на празднике и в каком виде? Те ребята, которые захотят не только поделиться размышлениями о своем увлечении, но и продемонстрировать свои достижения, должны выбрать соответствующую форму – показать свою работу на выставке, сцене, просто рассказать о своем любимом деле, проиллюстрировав свое сообщение фотографиями, слайдами, фильмами и т. д. Желательно побудить детей не просто выступить, но и постараться приобрести сторонников, заразить других своей любовью или увлеченностью. Это возможно только в том случае, если у ребенка есть такая потребность. Выступления и презентации могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. Можно провести конкурс идей, для того чтобы стимулировать всех ребят, в том числе тех, кто не имеет увлечений: подумать о том, как организовать свое свободное время, чтобы это помогало душевному и физическому здоровью, развитию и совершенствованию личности, объединению детей в полезных и добрых делах. В этом конкурсе могут принять участие абсолютно все дети. Свои идеи каждый должен представить в письменной форме. Для того чтобы отобрать лучшие работы и определить победителей в конкурсе идей, необходимо сформировать жюри, где главными арбитрами должны быть дети. Работы победителей можно представить на выставке, продумав их оформление таким образом, чтобы суть идеи была отчетливо видна (броское название, иллюстрация и т. д.). Чтобы фестиваль был не только интересным, содержательным, но и веселым, нужно помочь детям создать его сценарий, построив программу таким образом, чтобы рассказы об интересных и разных делах перемежались выступлениями детей, занимающихся танцами, пением, сочинением стихов, пародий и т. д. Быть может, после своего номера каждый из них расскажет, за что он любит вид искусства, которым занимается. Это очень интересно детям, вызывает массу положительных эмоций. Так было на финальном шоу конкурса детской ТВ-рекламы против курения, алкоголизма и наркомании в Вологде, где члены творческих групп после показа своих роликов рассказывали о себе, о своем творчестве, увлечениях, шутили, общались с залом и т. д. Награждение победителей – исходя из возможностей ДК. Если нет средств на призы, наградой может быть признание и интерес детей. |
|
|