09:55 Сценарии лагерного мероприятия на тему сказки | |
Нескучные каникулы
Сценарные материалы и методические рекомендации по организации досуга детей и подростков в летний период В летний период у нас в области традиционно проводится межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток». Культурно-досуговые учреждения совместно с органами образования, общественными организациями осуществляют мероприятия первичной профилактики аддитивного поведения несовершеннолетних. Которая включает в себя пропаганду ЗОЖ, формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю, табаку, а также создание условий для содержательного и творческого досуга детей и подростков. С чего начинается путь в пропасть химической зависимости? Кажется, ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки. Но прежде чем человек реально познакомится с одурманивающими веществами, у него формируется определенное отношение к этим веществам — установка. Именно установка впоследствии способна cпровоцировать опасное знакомство или предотвратить его. Закладка установок, способных в дальнейшем повлиять на поведение ребенка в отношении одурманивающих веществ, происходит очень рано — в 4—5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают оценивать и регулировать свое поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенок не научится строить свои отношения с окружающим миром, впоследствии ему будет сложно учиться, находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Это может стать причиной появления у ребенка вредных привычек. У 5—б-летних детей уже есть первые представления о конкретных одурманивающих веществах. Зачастую взрослые считают, что их малыши об одурманивающих веществах — алкоголе, никотине и тем более о наркотиках — ничего не знают. «У нас в семье никто не пьет, не курит, поэтому нашему сыну (дочери) это не грозит» — так порой рассуждают папы и мамы. Нередко и педагоги «благополучных» школ убеждены, что их воспитанники ограждены от вредных влияний. Но так ли это на самом деле? К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации — они сталкиваются с нею на улице, видят передачи телевидения, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Дети еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к их употреблению. В то же время эта работа не может вестись «в лоб». Она не должна содержать незнакомые детям негативные примеры и ситуации. Отталкиваться нужно от того опыта, который ребята уже имеют. Так, например, если в беседе об одурманивающих веществах дети не упоминают о наркотиках, значит, в дальнейшей работе этот аспект проблемы не обсуждается. Важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту детей и социальной ситуации их развития. Выбор содержания, форм и методов профилактической работы определяется следующими принципами: • содержание, формы и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей; • ранняя профилактика обязана носить опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним; • у детей необходимо вырабатывать представление об опасности употребления любых форм одурманивающих веществ. Они должны быть твердо убеждены в том, что нет безвредных наркотиков. Любые одурманивающие вещества — алкоголь, никотин, наркотики — чрезвычайно опасны для здоровья; • ранняя профилактика должна носить альтернативный характер. Ее основная задача — не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие ему эффективную социальную адаптацию. Конечно, важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления наркотических и токсикоманических веществ, но не менее важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой. Ребенок должен понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Цели и задачи ранней профилактики зависят от возраста ребенка. Одна из самых важных проблем — воспитать у детей ценностное отношение к здоровью. Ребенку сложно понять, зачем нужно заботиться о здоровье, если оно «и так есть». Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается детьми как актуальная, значимая. Что же тогда может служить о*****й точкой в формировании культуры здоровья? Для дошкольников – это игра. Организация игровых программ в процессе обучения оптимальна для целенаправленного воздействия на эту возрастную категорию. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно и полезно», а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно осваивают поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками. Подчинение правилам игры дается детям довольно легко, ведь игра имеет яркую эмоциональную окраску, игра является действенным средством социализации детей группы риска. Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. В то же время стихийное и неумелое использование игр вредит педагогическому процессу. Необходимо разрабатывать целостные игровые программы, которые направлены на достижение тех или иных задач и реализовывать их на летних игровых площадках. Предлагаем вашему вниманию примеры игр и упражнений соответствующие возрастным возможностям детей младшего школьного возраста. Они позволяют эффективно устранять дефекты поведения. При составлении игровых программ учитывайте, что нельзя перегружать детей. Помните: ребенок, отнесенный к «группе риска», постоянно нуждает¬ся в пристальном внимании и индивидуальном подходе. Игры для снижения агрессивности Для того чтобы уменьшить агрессивность ребенка, нужно прежде всего фор¬мировать у него чувство коллективизма. Это можно сделать при помощи сюжетно-ролевых игр и упражнений. «Идем за Синей птицей». Дети пере¬двигаются по площадке, взявшись за руки и много-кратно напевая: Мы длинной вереницей Идем за Синей птицей, Идем за Синей птицей, Идем за Синей птицей. Игра воспитывает навыки коллективных действий. Время выполнения — до 4 минут. «Переноска в парах». Переноска набив¬ного мяча в парах на расстояние до 10 м. Вы-полняется в виде эстафеты. «Пылесос». Выполняется в положении стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Вытя¬гивает все, что накопилось плохого в отноше-ниях товарищей. Когда он начинает работать, плохое настроение втягивается в пылесос. Все становятся здоровее, сильнее, добрее и радост¬нее. Время выполнения от 3 до 5 минут, в зави-симости от способности детей концентрировать свое внимание на задании ведущего. Игры для снижения быстрого утомления «Воробышки и кот». Дети-«воробышки» прячутся в свои гнездышки (за линию, в круж¬ки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греет¬ся на солнышке «кот». Как только кот задрем¬лет, воробышки вылетают на площадку, пере-летают с места на место, ищут крошки, зер¬нышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпает¬ся кот, мяукает и бежит за воробышками, ко-торые улетают в свои гнезда. «Горелки». Играющие становятся в колонну парами. Перед колонной на расстоянии 2-3 шагов проводят линию. Учитель назначает водяще¬го. Водящий становится на линию спиной к остальным играющим. Все стоящие парами го¬ворят: Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три - беги! После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один - справа, другой - слева), стре¬мясь перед колонной схватиться за руки. Водя¬щий старается поймать одного из пары за руку. Если водящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары будет водя¬щим. Правила: во время произнесения слов во¬дящий не должен оглядываться; ловить можно только до того момента, как играющие возьмутся за руки. «Зайцы и морковка». На игровой площадке мелом рисуется круг диаметром 8—10 метров. В круг кладут 10 кубиков. Круг — это огород, а кубики - морковка. Выбирается хозяин, ко¬торый будет охранять огород. Все остальные игроки - зайцы. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а хозяин ловит зайцев. Пойманный заяц выбы¬вает из игры, но хозяину разрешается ловить их только в пределах круга. Победитель — заяц, оставшийся последним. «Зайчик». Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, по-глядывая, как бы выпрыгнуть из круга. А хо¬ровод ходит по кругу, напевая: Заинька, попляши, серенький, поскачи. Кружком, бочком по¬вернись, кружком, бочком повернись! Есть зай¬цу куда выпрыгнуть, есть серому куда выско¬чить! Задача зайца - обмануть бдительность играющих и выскочить из круга. «Иголка и нитка». Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг пло-щадки, ведущий останавливает детей, предла¬гает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд «ворот». Ведущий ведет це¬почку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого - слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот, по¬ворачивается кругом и продолжает идти цепоч¬кой. Правила игры те же, что и в «Змейке». «Гуси». Для игры нужен рисунок на полу, где изображаются гусиный дом, извилистая тро¬пинка, пруд. Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повто¬ряют гуси. Гуси идут друг за другом, на цы-почках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают головы в раз-ные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: Впереди идет вожак, Он шагает важно так — га-га-га! Гуси все за вожаком. Вперевалочку, шажком. Шаг шагнут, другой шагнут, Низко головы нагнут. Га-га-га! Друг за дружкою гуськом Ходят гуси бережком. Гуси крыльями взмахнут, И скорей бегом на пруд! Когда вожак скажет: И скорей бегом на пруд! — гуси наперегонки бегут к пруду. «Кузнечики». Играющих распределяют на несколько команд, и каждую выстраивают в ко¬лонну по одному у стартовой линии. По коман¬де первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номе¬ра, встают рядом с первыми (после каждого прыжка поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и т.д. Победителем считается команда, которая продвинется прыж¬ками дальше всех. «Лиса и Куры». Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внима¬тельно следит за ними. По указанию ведущего (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кри-чит: КУ-КА-РЕ-КУ! Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убе¬жать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удер¬жаться на нем. После двух-трехкратного про¬ведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы. «Лошадки». Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу воспитателя: Лошадки! - бегут, высоко поднимая колени. По сигналу: Кучер! - обычная ходьба. Ходьба и бег череду¬ются. Ведущий может повторить один и тот же сигнал два-три раза подряд. «Невод». Двое играющих - рыбаки, ос¬тальные — рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам - невод уве-личивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока останется две-три непойманные рыб¬ки. Во время ловли невод не должен разры¬ваться. «Перемена мест». На площадке в произ¬вольном порядке начерчены кружки на рассто-янии 3-5 м один от другого. Каждый из участ¬ников игры стоит в кружке, а водящий ходит среди них. По сигналу играющие меняются кружками, а водящий старается занять какой-либо кружок. Оставшийся без кружка стано¬вится водящим. «Подхвати палку». Играющие, рассчитав¬шись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гим¬настическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхва-тить ее, пока она не упала. Поймавший стано¬вится ведущим. «Попади в цель». Играющие делятся на две команды. Становятся по противоположным сторонам лесенки на расстоянии 1,5-2 метра. Надо бросать мяч поочередно в каждое окошко лесенки: сначала в нижнее, потом в то, что по¬выше. И так до самого верха. Если игрок про-махнется, то другому игроку из его команды придется бросать мяч в то же окно. Победит та команда, которая скорее закончит игру. «Попрыгаем, как...» Выбирают водяще¬го. Остальные игроки делятся на две команды и строятся в две шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участни¬ки должны по очереди пропрыгать всю дистан¬цию как кенгуру, лягушка, воробей. Ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыж¬ков. Ошибившийся выбывает из игры, или с команды снимаются очки. Побеждает команда, набравшая больше очков. «Салки, ноги от земли!» Все играющие свободно бегают по площадке, а водящий до-гоняет. Спасаясь от преследования, игроки могут занять любое положение, лишь бы ступ¬ни ног не касались земли (повиснуть на кана¬те, сесть на скамейку, стать на колени, заки¬нуть ноги на бревно, упираясь руками в пол, и т.д.). Игроков, которые приняли одно из этих положений, салить нельзя. Тот, кого водящий догонит, становится новым водящим. Он под-нимает руку, говорит: «Я - салка», и игра про¬должается. «Хвост дракона». Группа детей стоит ко¬лонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого — поймать последнего, а задача того — увернуться. |
|
|