09:59 Сценарии для лагеря дневного пребывания | |
Методические рекомендации по работе с детьми
и подростками в летний период Летняя пора в жизни детей — это период накопления новых сил, здоровья, новых зна¬ний, не стесненных школьной программой. Летом можно многому научиться: кататься на велосипеде, плавать, играть в новые игры, най¬ти новых друзей, раскрыть свой потенциал. И здесь многое зависит от организации работы культурно-досуговых учреждений с этой возрастной категорией в дни каникул, от продуманной программы действий, конструктивной совместной деятель¬ности заинтересованных в воспитании детей ведомств. Эффективность воспитания, развития во многом обусловливается тем, насколько грамотно строится организатором досуга взаимодействие с детьми. В начале работы необходимо провести анкетирование детей и подростков для уточнения осо¬бенностей их представлений и умений. Подобное диагностирование позволит выявить наиболее важные направления в работе и дифференцированно строить ее. Затем содержание работы нужно перевести в кон¬кретный план действий. Успех определяется тем, насколько системно он вы¬строен. Особое внимание следует обратить на проведение мероприятий в рамках операции «Подросток», которая традиционно проводится в дни летних каникул. Во всех культурно-досуговых учреждениях области следует организовать работу по пропаганде здорового образа жизни, нравственному и духовному развитию детей и подростков. У работников культуры должны быть списки подростков, состоящих на учете в милиции и внутришкольном учете за асоциальное поведение. При проведении данных мероприятий необходимо особо обратить внимание на несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо активнее приобщать их к участию в культурной, спортивной жизни населенного пункта. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних процесс длительный и сложный. Он не может проходить - от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. В каждом культурно-досуговом учреждении области, будь то маленький клуб или огромный Дворец культуры, есть детские объединения, проводятся сотни и тысячи мероприятий, но проблема организации свободного времени детей и подростков как стояла довольно остро, так и стоит по сегодняшний день. Статистика нам дает одну картину, а реальная практика – совсем другую. Посещаемость детьми и подростками культурно-досуговых учреждений бывает очень низкой. Причина этого кроется в недостаточной рекламе проводимых мероприятий и работы клубных формирований. Следует обратить внимание на то, что в каждом культурно-досуговом учреждении должны быть оформлены информационные стенды о работе детско-подростковых коллективов, красочные, привлекательные анонсы мероприятий для несовершеннолетних. Как показали многочисленные рейды по проверке работы культурно-досуговых учреждений с несовершеннолетними, имеются случаи неправильного понимания профилактических мероприятий. Эта работа строится только лишь на основе бесед антинаркотической направленности. Не все организаторы досуга учитывают, что важно прежде всего не превращать их из профилактики в рекламу нежелательных явлений. Должна быть умеренность и в наглядной агитации. Имеются случаи, когда она становится подробным инструктажем по употреблению наркотических веществ. Разумным должно быть и использование этого специфического материала в тематических программах. Перед разработкой программ необходимо проконсультироваться у специалистов (юристов, врачей, педагогов). Следует учитывать, что мероприятия о вреде алкоголя, курения, употребления наркотических веществ только часть в профилактических мероприятиях. Основой профилактики должны быть программы по пропаганде здорового образа жизни, нравственному и духовному развитию детей и подростков, формированию у них навыков разрешения проблем, программы, дающие подрастающему поколению правильный взгляд на себя и на жизнь. За основу такой работы можно взять опыт культурно-досуговых учреждений Белгородского района (смотрите материал «Из поколения в поколение» - из опыта работы с детьми и подростками в культурно-досуговых учреждениях Белгородского района, изданный БГЦНТ в 2005 году) и положительный опыт других культурно-досуговых учреждений области. (Смотрите, прежде всего, методические рекомендации: «Лето звездное, будь со мной!» - из практики работы клубных учреждений области по организации досуга детей и подростков в летний период. Белгород – 2002 г., «Звенит звонок лета» - методические рекомендации по организации летнего досуга детей и подростков. Белгород – 1999 г., «Воспитывая патриота…» - методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей и подростков в учреждениях культуры. Белгород – 2004 г., «Веселый досуг» - сценарии и методические рекомендации по организации досуга детей и подростков. Белгород – 2005 г., а также статьи в «Вестнике культуры Белгородчины» об опыте работы по этому направлению работы и многочисленные сценарные материалы, изданные БГЦНТ). Анализируя работу наших учреждений, нельзя не заметить одну особенность: мы примерно одинаково информированы, вроде бы все «всё знаем», но к сожалению не у всех сотрудников знания становятся делом. У некоторых если и входят в практику, то реализуются формально, без творческого подхода, по отработанным годами шаблонам. А для того, чтобы достичь успеха в этом сложном направлении работы, необходимо: искать, придумывать, экспериментировать. Как только процесс обрел закостенелую форму - беда. Известно, что эффективной работа бывает только тогда, когда люди вкладывают в нее душу. Повысить качество проводимых мероприятий позволит умение отбирать существенное и интересное. Заполненные детьми и подростками зрительные и спортивные залы, комнаты кружковой работы, летние досуговые площадки – будут критерием высокой оценки работы каждого учреждения культуры, каждого сотрудника и руководителя. В последние годы в дни летних школьных каникул во многих районах открывают детские площадки. В Прохоровском районе для детей и подростков в прошлом году была организована работа на 43 спортивно - досуговых площадках. Работники культуры, образования, спорта выступали организаторами детского досуга, предлагая ребятам различные формы: праздники, игры, соревнования, конкурсные программы, викторины... Рекомендуем и вам провести для ребят в летний период различные праздники. Организуя их, позаботьтесь о том, чтобы мероприятия были творческими, неповторимыми, чтобы детям было хорошо, комфортно, инте¬ресно, чтобы содержание программ обогащало ум и душу, чтобы они объединяли детей и взрослых в единый коллектив. Сама окружающая природа станет фоном и ме¬стом действия. Спортивные праздники вызовут интерес к заня¬тиям физической культурой, олимпийскому движению, желание совершенствовать свою волю и тело. Их подготовка и проведение включает различные этапы. Объявляются конкурсы лозунгов, плакатов, загадок, вопросов для олимпийцев-эрудитов, стихов для творческой зарядки. Ребята придумывают лозунги, плакаты, оформ¬ляют их. Главный девиз праздника — «СИТИУС, АЛЬ-ТИУС, ФОРТИУС» («БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬ¬НЕЕ») — вывешен на спортивной арене, где будут проходить главные соревнования. В день праздника место его проведения украшается пла¬катами с лозунгами: «Хочешь быть здоровым — бегай! Хочешь быть красивым — бегай! Хо¬чешь быть умным — бегай!», «Путь к жиз¬ненному успеху лежит через собственное здо¬ровье, позаботься о нем», «Оптимизм — это соединение тела, воли, разума», «Главное — не победить, а совершенствовать себя», «Здо¬ровье — дело каждого», «Олимпийские игры — это праздник спорта, красоты, мужества», «О, спорт, ты — мир», «Важнее победить себя, а не других» и др. Проводится творческая олимпийская зарядка, конкурсы. Это необыч¬ная зарядка: каждое упражнение сопровождает¬ся веселым стихотворением. Ребята стихами и движениями обыгрывают обычные гимнастичес¬кие упражнения: наклоны, потягивания, бег и прыжки на месте, повороты туловища и др. Ребята участвуют в «олимпийской» викторине. Олимпийцы-эру¬диты рассказывают об истории Олимпийских игр. Древнегреческий поэт много веков назад назвал Олимпийские игры самыми благород-ными. Эти игры учредил могучий Геракл. Они принесли Элладе (так называли Древнюю Гре¬цию) 12 веков относительного спокойствия. Поэтому каждые 4 года для всех воюющих сторон наступало перемирие, и со всех концов страны стекались люди в священную Олим-пию. И никто не смел напасть на путника, идущего в Олимпию, никто не имел права вой¬ти туда с оружием. От множества других, любимых греками спортивных состязаний, эти игры отличались благородством и строгостью. За опоздание на тренировку атлетам грозило наказание роз-гами. А перед соревнованиями все спортсме¬ны давали клятву перед олимпийскими бога¬ми, что для достижения победы не будут использовать неправильные приемы. Су¬дьи напоминали, что в Играх запрещено участвовать тем, кто был когда-нибудь осуж¬ден или совершил нечестный поступок. Зап¬рещалось также убивать противника и спорить с су¬дьями. Участие в Играх считалось очень почетным. Известные атлеты всегда были окружены толпами поклонников, о них ходили леген¬ды. Имена победителей высекались на мра¬морных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. В Древней Греции Олимпийские игры были не только состязаниями, но и празднеством. Они включали езду на колесницах, пятибо¬рье, кулачный бой, конкурс искусств. Устра-ивались игры в честь бога Зевса в Олимпии один раз в 4 года, а продолжались 5 дней. Современные Олимпийские игры собирают спортсменов из всех стран мира. Они име¬ют эмблему, свой флаг, свою церемонию открытия и закрытия, торжественный, ро-мантичный ритуал зажигания огня, а так¬же (начиная с Олимпиады в Мехико) и свой талисман. Талисманом становится традици¬онное и любимое животное той страны, в которой проводятся Олимпийские игры. В Мексике талисманом стал ягуар. Новый олимпийский обычай сразу всем понравил¬ся. И через 4 года в Мюнхене появился новый талисман — такса Вальди. В Монре¬але талисманом стал традиционный житель канадских лесов — бобер. На Московских Олимпийских играх талисманом был выб¬ран медвежонок Миша. |
|
|