13:19 Спортивная семья сценки | |
Мальбрук в поход собрался
Спортивно-туристские игры Укладка рюкзака Перед началом игры участники раскладывают на траве или на полу пустой рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртка, тапочки), предметы туалета, миску, ложку, кружку, нож, записную книжку или тетрадь и др. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с "крупой". По сигналу ребята начинают укладывать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: "Готов!" Первый, кто справился с заданием, получает число баллов, равное числу участников; второй - на один меньше и т.д. Укладка рюкзаков проверяется судьей. За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Лучший костровой Соревнование в умении разжигать костер. По команде участники разбегаются по лесу и собирают хворост на растопку. Подготовив дрова, они должны поджечь костер одной спичкой. Не разрешается пользоваться бумагой, оргстеклом, горючими жидкостями и др. Оговаривается количество воды, которую надо вскипятить (обычно одна кружка). Котелок, подвес для него - судейские. Участникам разрешается передвигать котелок, поднимать и опускать его. Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2-3 человека. Главное условие - время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется одна минута штрафа. Соревнование на лучшего кострового возможно и без кипячения воды. В таком случае на двух колышках натягивается металлическая проволока, которая ограничивает уровень выкладки топлива-хвороста, а сантиметров на 25-30 выше - шпагат или нитка, которая пережигается пламенем костра. Побеждает команда, которая первой пережжет нитку. Естественно, что организаторы устанавливают для всех одинаковые уровни натяжения проволоки и нитки. Кто быстрее построит дом Соревнуются две группы по 4-5 человек. До начала соревнования палатки тщательно проверяются. Они должны быть совершенно одинаковыми, однотипными. Судьи должны проверить грунт на месте установки палаток, чтобы исключить места, куда нельзя вбить колышек или где он не будет держаться. Команда должна знать, сколько можно использовать колышков (как правило, десять; боковые оттяжки не растягиваются), где ставятся коньковые колья - снаружи или внутри палатки. Перед началом игры палатки уже поставлены, а обе команды находятся внутри палаток, полог которых застегнут на клеванты ("молнию"). По команде ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая металлические колышки или шпильки в одно место. Затем сразу по разрешению судьи ставят палатку вновь на 10 колышках. Установив палатку, команда опять забирается внутрь и застегивается. Капитан докладывает: "Готово!" Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафы начисляются за общий перекос палатки, перекос ската, перекос стенки, ослабленную веревку, неверно забитый или выдернутый колышек. Возможен вариант судейства, когда команда устанавливает палатку "до нормы", реагируя на замечания судьи. Тогда учитывается только чистое время без штрафных очков. Переправа Для организации игры проще всего найти поваленное дерево. Еще лучше, если будет два одинаковых бревна. Соревнуются две команды. Участники по очереди, без бега должны пройти по бревну. Более сложные варианты: участники переправляются с рюкзаками, с ведерками, наполненными водой, с "живым грузом" - товарищем по команде - за спиной. За срыв с переправы начисляется штрафное очко. Узкая тропинка Эта игра проводится как соревнование между командами. На поляне или в помещении условно обозначают две узкие "тропинки" длиной 30-50 м и шириной 25 см. Их границы обозначают двумя натянутыми шнурками или веревками. "Тропинки" заканчиваются площадками радиусом 1 м. В каждой команде - равное и четное количество участников. По сигналу судьи один из участников в каждой из команд берет себе на спину "живой груз", т.е. члена своей же команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там "груз", а сам возвращается к месту старта. Только после его возвращения начинает движение следующая пара. Команды стремятся как можно скорее доставить "груз" на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку - штрафное очко. Вверх по откосу Эту игру можно проводить на крутом берегу реки, озера. Цель игры - научить быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют две команды. Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек для каждой команды, в зависимости от количества участников. На гребне склона или откоса, берега озера или реки ставятся два пустых ведра. По сигналу игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд - как можно скорее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается. Переправа через "болото" Соревнование в переходе через условное болото может проводиться как на личное, так и командное первенство. Возможны три варианта: а) по фашинкам. У каждого участника по 2 фашинки-дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если игра проводится в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или листы плотной бумаги. Встав в шеренгу у черты старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на землю (пол) одну фашинку, затем, стоя на ней, кладут вторую фашинку по направлению к финишу. Встав на нее второй ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна: как можно скорее достичь финиша - заступить обеими ногами за линию финиша. Кто выполнит задачу быстрее других, тот и победитель. Остальные места определяются в соответствии с затраченным временем. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или рукой касаться "болота" (земли, пола). За такое касание судья начисляет участнику штрафные очки. Запрещается передвигать фашинки по "болоту" скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху. б) по "кочкам". Участники делятся на команды по 3-5 человек. Их задача - быстро пройти "заболоченный" участок шириной 10-15 м, прыгая с "кочки" на "кочку" и не касаясь ногами поверхности "болота". 7-10 "кочек", образующих слегка зигзагообразную "тропу через болото", расположены одна от другой на разных расстояниях - порядка 100-150 см. На полу, асфальте их можно начертить мелом, на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибивают к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой "кочки" - 30-40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами. Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи. Если сделать 2-3 одинаковые "тропы через болото", то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит им азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды. Время финиша каждой команды засекается по последнему участнику в момент, когда он с последней "кочки" двумя ногами ступит на "берег" - за линию границы "болота". Соревнования можно усложнить, введя требование транспортировки груза по "тропе" через "болото" - нескольких нетяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, и т.п. Участники не должны наступать ногой на "болото", т.е. между "кочками". Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной "кочке". За нарушение - штраф. в) по "гати" (по настилу из жердей). В этом варианте состязания лучше проводить на природе и только как командные. Состав команды: 3-5 человек. Задача та же: как можно быстрее пройти "заболоченный" участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте. Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и толщину 5-10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины "болота". Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на "болото" параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются по ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой. Пройдя весь "заболоченный" участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. Побеждает команда, которая прошла "болото по гати" быстрее других (с учетом штрафного времени). При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности "болота" скольжением (волоком). Переправа "маятником" Игра проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4-5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы - "берега ручья". Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на "правом берегу" у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через "ручей" и опуститься за планкой (шнуром), обозначающим "левый берег". Когда все участники задачу выполнят, можно границы "берегов" отодвинуть на 10-20 см дальше - сделать "ручей" пошире и вновь начинать соревнование. За каждое касание телом "поверхности ручья" участник выбывает из игры, а за "намокание" одежды получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист "тонет". Победителем на переправе будет тот, кто ни разу "не намок" в "ручье". Переправа рюкзаков "маятником с упора" Соревнования удобно проводить на лугу или песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой. Потребуются заостренный шест длиной 3-5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных в одной плоскости), толстая веревка в 5 раз длиннее шеста, рюкзак, заполненный туристским снаряжением, карабин или репшнур. На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие "берега реки". Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между "берегами" надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15-20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линии "берегов" на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки (высотой 0,5 м), на которые будет ложиться верхняя часть шеста. Команда состоит из двух человек, которые встают на разных "берегах" у рогулек. У первого - рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест-маятник. По команде судьи он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда шест занимает вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном "берегу". Участникам нельзя заступать ногами за линию "берега", но можно перемещаться вдоль нее в стороны. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено). Время финиша судья засекает в момент, когда второй участник отцепит от рогатины рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи). Затем выступает вторая команда, за ней - остальные. Победитель определяется по затраченному времени. Падение шеста или рюкзака приводит к снятию команды с соревнования. Использованы материалы книги "Туристская игротека". Под редакцией Ю.С.Константинова, М., 2000 Бегом по "лесу" Проводить соревнования можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях - во дворе школы, на спортивной площадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которые можно натянуть веревку. Между двумя или тремя опорами на высоте не менее двух метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешиваются деревянные рейки (палки, сучья), так чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м, а их количество зависит от длины основной веревки (10-20-30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или не выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход. Задача каждого участника - как можно скорее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех местах, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их. Соревнования можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой. Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение (качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, пролил воду) надо договориться заранее. Через "лесной бурелом" Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев и другого подручного материала. Участок тропы длиной 10-20 м надо перегородить перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой, где на 25-40 см ниже колен, где на 45-60 см выше колен. Туристы должны, кто быстрее, по очереди преодолеть этот участок тропы, перешагивая через поперечные перекладины, ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесия. Варианты с усложнением - переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаками на плечах, с котелком воды в руке. Результаты оцениваются по показаниям секундомера. Если участник сбил хоть одну перекладину, он выбывает из зачета, но можно договориться о системе трех попыток. Следопыты Игра проводится в лесу. Участники делятся на две равные команды по 5-10 человек каждая. В каждой команде должен быть выбран капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды. Заранее надо приготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух цветов (зеленый цвет не применять), которыми будут промаркированы два разных маршрута от разных мест старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук. Кроме того, надо приготовить для финиша яркий флажок (ленту, призму и т.п.). Руководитель игры с помощником заранее маркируют маршруты. Они двигаются петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья, и через равное количество шагов оставляют на земле и на сучьях деревьев бумажки. Помощник затем остается на финише, прикрепляет флажок на сучке дерева на высоте 2-3 м, затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, но уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку. Маршруты должны быть проложены так, чтобы со стороны старта команды расходились в разные стороны, а затем сходились на финише. Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию - кому какой цвет достанется. Задача каждой команды - быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета. Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью (шеренгой) для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрулей (двух разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять флажок. Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна равняться половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Усложненный вариант для старшеклассников можно создать не только за счет удлинения маршрута, но и за счет построения маршрута в форме "восьмерки" или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах - места, где маркировку придется поискать в радиусе 20-30 или даже 50 м. Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно, не следует, так как это приведет к большой затяжке игры. Туристская "скорая помощь" Проводить соревнования можно в различных условиях, но лучше всего в лесу на поляне. Состав команды - 3-6 человек (в том числе один "пострадавший"). Первый этап. На старте на расстеленную клеенку размером полтора на два метра (вместо клеенки можно использовать полиэтиленовую пленку, плотную ткань, циновку, кусок старого линолеума) ложится "пострадавший". По команде остальные участники волоком тащат его на расстояние 10-15 м по ровной поверхности луга (песчаного пляжа, гладкой тропы) до обозначенного флажком пункта, где подготовлены два альпенштока (посоха) длиной около метра и 2,5-3 см толщиной. Участники вдевают их в застегнутую штормовку, пропуская через вывернутые внутрь рукава. Можно вместо штормовки закрепить за альпенштоки две веревочные петли по концам, чтобы альпенштоки не разъезжались в стороны. Затем усаживают "пострадавшего" на эти носилки лицом в ту сторону, куда предстоит двигаться, а сами встают друг против друга, берутся за концы палок и поднимают на них "пострадавшего". Второй этап - проход по "болоту", по двум параллельно лежащим на земле бревнам (жердям) длиной 3-5 м. Расстояние между бревнами должно быть чуть больше длины альпенштоков (посохов). Их надо заранее закрепить кольцами, чтобы они не раскатились. Двигаться участники должны боком, приставным шагом, каждый "санитар" по своему бревну (или по двое, если переноску делают вчетвером). Третий этап - подлаз и перелаз через "бурелом" - препятствия, которые могут быть искусственно оборудованы с помощью натянутых лент, шнуров или подвешенных на веревочных петлях реек: для подлезания - на уровне груди, а для перелезания - чуть выше колен. Четвертый этап - переход через речку "по камешкам". Здесь требуется согласование движений "санитаров". "Камешками" могут служить короткие обрезки досок или фанеры, разложенные на земле в неопределенном порядке. Длина такой переправы должна быть небольшой - 3-5 м. Затем один "санитар" (или двое, если носилки переносят четверо) должен перехватить альпенштоки так, чтобы носилки были у него за спиной, т.е. повернуться лицом в сторону дальнейшего движения. Пятый этап - пробежка зигзагом через "опасную зону". Этап оборудуется так же, как описано в игре "бегом по лесу", только расстояния между высящими рейками должны быть увеличены до 1,5-2 м. Задача участников - быстро проскочить "обстреливаемую зону" длиной 20-30 м зигзагообразным маршрутом между "стволами" так, чтобы ни одна рейка не качнулась. И наконец, последний, шестой этап - посадка "раненого" в самолет: между двумя близко стоящими деревьями на высоте груди вставлена легкая деревянная планка (или натянутая лента, шнур), параллельно которой "санитары" разворачивают носилки. "Пострадавший" должен стать ногами на один альпеншток, который держат "санитары", и, страхуясь руками за ствол дерева, перешагнуть рейку, встав на второй альпеншток сначала одной, а затем и второй ногой. Этот момент засекается по секундомеру как финиш. Результат каждой команды определяется по сумме чистого времени прохождения дистанции и штрафного времени за нарушения и некачественное выполнение элементов. Заранее необходимо составить шкалу штрафного времени за возможные нарушения: падение "пострадавшего" на землю с носилок или с клеенки-волокуши, задевание какой-либо частью тела веревки (шнура, планки) на подлазе и перелазе висящих реек при движении в "опасной зоне" ("бег по лесу"), касание "санитаров" ногами "болота", "воды" (т.е. земли или пола при движении по жердям и "камушкам"). Если условия местности позволяют, можно дополнительно включить в дистанцию этапы с подъемом и спуском по некрутому склону, спуск с невысокого обрыва (уступа), а также транспортировку вещей (рюкзака) "пострадавшего". |
|
|