08:34 Сценарий "Зимние посиделки" для дошкольников | |
Ход праздника
Школьный музей. Экспозиция «Русская изба» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Дети берут музейные экспонаты (рубель, ложки, деревянную коробочку, трещотку, бубенчики, рушники…) и зовут всех на праздник. Звучит русская народная песня «Подруженьки, Паранюшки мои» Ученик 1. На завалинках, в светелке Иль на бревнышках, каких Собирали посиделки Пожилых и молодых. Ученик 2. При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод, Говорили, песни пели И водили хоровод. Ученик 3. Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир. Нынче все мы по «сусекам» Личных дач или квартир. Ученик 4. Наш досуг порою мелок, И, чего там говорить, Скучно жить без посиделок, Их бы надо возродить! Ученик 5. Отдых-это не безделки- Время игр и новостей, Ученик 6. Начинаем посиделки! Ученик 7. Открываем посиделки! Все вместе: Для друзей и для гостей. Ведущий: Сегодня мы с ребятами пригласили вас на посиделки. Что же это такое? Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки ( посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Но не только собиралась молодежь, приходили повеселиться и малые дети. На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения( 7апреля), когда начиналась серьезная крестьянская работа. Вот мы сегодня и собрались на зимние посиделки. Кончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили. Теперь ребята лапти плетут, а девочки рукоделием занимаются. У каждого свое занятие в долгие зимние вечера: кто пряжу прядет, а кто вышивает да вяжет, кто глиняные игрушки делает. Ну а кто-то и песню запевает! Ансамбль «Млада» (уч.6 класса) исполняют песню «Пошли гулять девки» Зимний вечер темен, долог, Насчитают сорок елок, То на лавке посижу, то в окошко погляжу, Позову-ка я ребят к себе на посиделки. Будут песни, будут пляски и игра в горелки. Эй, подруженьки-подружки, веселушки – хохотушки. Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы, Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать! Группа младшего ансамбля «Калинка» . Поют песню «Сею-вею снежок» Разрешите поплясать, Разрешите топнуть. Неужели в этом доме Половицы лопнут? Хором. Здорово, здорово У ворот Егорова. А у наших у ворот Все идет наоборот. Мальчики. А ваш дедушка Иван Посадил кота в карман. Котик плачет и рыдает, Громко дедушку ругает. Хором. Здорово, Здорово, здорово У ворот Егорова. А у наших у ворот Все идет наоборот. Мальчики. Как на Катин день рожденья Принесли бидон с вареньем. Так наелись я и ты — Разболелись животы. Хором. Чепуха, чепуха, Чистая чепуха. Чики-чики-а-ха-ха В самом деле чепуха. Ведущий. Вот так, шутками да прибаутками забавлялись малые дети. Ребята, а что же такое небылицы? Кто расскажет? Ученик: Ну-ка сядем рядком, Да поговорим ладком. Небылицы в лицах Сидят в светлицах, Щелкают орешки Да творят насмешки. Хотите знать какие? А вот какие… Дети инсценируют небылицы. - Федул- чего губы надул? -Кафтан прожег: -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался. Ведущий: А теперь послушайте небылицы в песне. Исполняется песня «А и где ж это видывано.» Ведущий: Молодцы, ребятушки! В устном народном творчестве выделяются малые жанры фольклора. Среди детей особой популярностью пользовались потешки, считалки и дразнилки. А что же это такое? Ответы детей. Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто украл? Родион. Выйди вон. Долгоногий журавль На мельницу ездил, Диковинку видел. Коза муку мелет, Козел засыпает, А маленький козленочек Муку выгребает. А барашки, круты рожки, В дудочки играют. А сороки-белобоки Пошли танцевати. А вороны-стережены Пошли примечати. Сова из-за угла смотрит, Ногами топочет, головой вертит. Тара-бара, домой пора Коров доить – тебе водить! Как на речке-то, на реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: Чем ты бороду красил? Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал. Катилось яблочко мимо сада, Мимо сада, мимо града: Кто поднимет, тот и выйдет! Уж как шла лиса по тропинке, Нашла грамоту в охлопке, Она по лесу ходила, Громким голосом вопила: – Как я лычки драла, Как я лапоточки плела, Вот и села на пенек И читала весь денек! Будто небо провалится, И земля вся загорится! Лисе негде будет жить – Станет лисонька тужить! Ведущий: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками и считалками. А теперь порадуйте русской песенкой. Тара-тара, тара-ра, Идут де́вицы со двора. Песни петь да плясать, Всех вокруг забавлять. Выходит ансамбль «Млада», в руках трещотка, ложки, рубель, коробочка. Ведущий: Что вы будете делать с музейными экспонатами? Расскажите нам про них. Рубель- предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Трещотка представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент используется в быстрых плясовых песнях для четкого ритма. Деревянная коробочка - очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, кленовый брусок. Звук извлекают барабанными палочками. Коробочкой подчеркивают стук каблучков в танцах. Группа младшего ансамбля «Калинка» исполняет шуточную песню «Поехал наш батюшка» Ведущий: А теперь слушайте загадки. А они-то непростые, а зимние да деревенские. Сидел на заборе, пел да кричал. А как все собрались, взял да перестал. Дети: петух. Сто один брат, все в один ряд Вместе связаны стоят. Дети: забор. Не бык, а бодает, Не ест, а хватает. Что схватит – отдает, Снова в угол отойдет. Дети: ухват. Катался колобком, Пока не стал носком. Дети : клубок. Он сметает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Дети: снег Невидимкой, осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Дети: мороз. Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела, Стала улица бела. Дети: метель Рыбам зиму жить тепло: Крыша- толстое стекло. Дети:Лед. Не колючий, светло-синий По кустам развешен… Дети: Иней. Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязаной сидят. Дети: Варежки. Ведущий: Молодцы! Отгадали все загадки. А еще на посиделках обязательно играли в игры. Игра: «Золотые ворота» Играют все участники посиделок. Ведущий: Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех отведать наших угощений, а ребята из ансамбля «Млада» порадуют нас шуточной песней «Люди снедают, обедают». Вот и солнце закатилось, Вечериночка закрылась. Приходите снова к нам, – Рады мы всегда гостям! В фольклорном празднике использован песенный материал Белгородской области: -Старооскольского региона «А и где ж это видывано» -Волоконовского района «Люди снедают, обедают» Курской области, с.Кустовое «Пошли, пошли гулять девки гурьбою» Русские народные песни: «Сею, вею снежок», -«Поехал наш батюшка на базар», -Прибаутки. |
|
|