08:34 Сценарий Святок Колядок | |
Выучить заранее пословицы, разместить их на доске, подготовить ингредиенты «кутьи», маски, шали, жилеты, имитацию костра, деревянную посуду, бубен, баян.
Учитель: Праздники являются важной составной частью жизни русского человека. А разве могут обойтись праздники без шуток, песен, танцев и игр. И часто это связано с определёнными традициями. Какие детские массовые игры вы знаете? (на доске появляются 4 таблички с видами игр) Спортивные интеллектуальные детские обрядовые Бокс КВН салки хороводы Теннис предметные вышибалы состязания Волейбол угадай… прятки колядование 1-й ведущий: Поговорим о народных играх в рождественские праздники. Самым шумным и весёлым праздником на Руси после длительного рождественского поста были Святки, которые продолжались от Рождества до Крещения. 2-й ведущий: В далёком прошлом в народе бытовало поверье: на радостях, что родился Сын, Бог открыл небеса, и на Землю проникла различная нечисть, которая до этого находилась в Тартаре. Она пугала народ, безобразничала, пробиралась в жилища человека, так считали в народе. Поэтому в эти праздники жгли много костров, чтобы прибавить света и тепла и оградить себя от злых духов и нечистых сил. 3-й ведущий: Во время святок проходили колядования, когда молодёжь наряжалась, одевая одежды посмешнее, надевала маски зверей и птиц, изображая неведомую силу, ходила по дворам, пела величальные песни, посвящённые Рождеству Христову, желала людям счастья, урожая, получая от хозяев угощения и собираясь на святочные посиделки, игры, гадания. 4-й ведущий: Зимние Святки—рождественско-новогодние праздники—делились на «святые вечера» с 25 декабря по 1 января и «страшные вечера» с 1 января по 6 января. В нашей местности колядование проходит 6 января во второй половине дня. Учитель: Предлагаю вам разыграть это народное действо—колядование. Но сначала надо к нему подготовиться: приготовить кутью, обрядиться, вспомнить колядки. А сейчас приступим к изготовлению кутьи. (дети в своих мисочках смешивают заранее приготовленные рис, мёд, изюм, орехи, ваниль) --Существует порядок угощения кутьёй: предложить съесть из деревянной ложки, и не забыть её помыть у хозяев, или положить своей ложкой в деревянную миску хозяев. --Как входить в дом? (очистить обувь от снега, войти и остановиться у порога) --С каким приговором предлагать кутью?( Вежливое обращение к хозяевам, предложить попробовать вкусную кутью, пожелать что-то хорошееА затем устроить шуточный торг за ответное угощение) --Какова цель колядовщиков? (пожелать счастья, здоровья, поздравить с праздником, принести веселье в дом). Помните, что в народе существует поверье: как проведёшь Новый Год и Рождество, таков будет и предстоящий год. Поэтому старались, чтобы угощенье на столе было обильным, люди желали друг другу радости, здоровья, счастья, удачи. Дети(хором): Коляда, коляда Накануне Рождества! Коляда пришла! Рождество принесла! Мы малёшеньки Колядовщики Мы пришли колядовать. Вас с праздничком поздравлять! Как на улице мороз Подмораживает, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. --Отведайте нашей кутьи сладкой, чтобы жизнь была гладкой, отведайте нашей кутьи сытной, чтоб хозяйка доброй была, отведайте нашей кутьи белой, чтобы у хозяина думка была светлой. Да дай Бог тому, Кто в этом дому, Пожилось, побылось, На двор много счастья лилось. У хозяина в дому Велись бы ребятки, Велись бы цыплятки, Велись бы телятки, Велись бы поросятки. Будете нам дарить— Мы будем хвалить, А не будете дарить— Тогда будем вас корить. Дайте сала кусок, Чтоб кабан был высок, Со стол вышины С печку толщины! Счастья вам, хозяин и хозяюшка, Большого здоровья. С Новым годом, Со всем родом! Учитель: После колядования собирались колядовщики на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали все собранные дары, на подаренные деньги покупались сласти, жгли костры, чтобы отгородиться от нечистой силы. (Дети водят хоровод вокруг импровизированного костра и поют частушки) Частушки. Мы частушек много знаем Под разлив гармошечки, У нас куплетов в голове, Как в мешке картошечки. Мы частушек много знаем И хороших и плохих. Хорошо тому послушать, Кто не знает никаких. Чепуха, чепуха Это просто враки! Куры съели петуха— Говорят собаки. Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвосто К небу прицепился. Запрягу я кошку в дрожки А котёнка в тарантас, И поеду по деревне Всем ребятам на показ. На горе стоит телега Слёзы капают с дуги. Под горой стоит корова Надевает сапоги. Хороши наши частушки И напев у них простой. На сегодня петь кончаем, Ставим точку с запятой. Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую. Ох, спасибо баянисту За игру весёлую. 5-й ведущий: (выводит ряженую козу) Мы не сами идём, Мы козу ведём. А ну, народ, расступись, Дай нам проход! Коза: Где коза ходит—там жито родит. (идёт коза по кругу и толкает детей) Где коза хвостом—там жито копною. (старается наступить детям на ноги) Где коза рогом—там жито стогом. (пытается бодать детей) 5-й ведущий: Ты, коза, не сердись. Ты нам поклонись. Да мы вместе спляшем. 6-й ведущий: (показывает танец, выполняя движения в соответствии со словами) Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. --Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Ресничками пошлёпаем, пошлёпаем, пошлёпаем. Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Учитель: После игр и плясок мальчики обычно начинали состязания в силе и ловкости. Одно из них: прыгание через костёр. Прыгать станете по очереди. А также проводили совместные игры: взятие снежной крепости; катание с гор на санках; катание на лошадях в санях. У девочек под Новый год есть интересное занятие: гадание. Послушаем стихи из поэмы Жуковского. 7-й ведущий: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги бросали… 8-й ведущий: В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны Учитель: --О каких гаданиях слышали вы? Подблюдные песенки—гадание в виде современной игры в фанты. Под какие слова песни вынимались вещи, такова ждала тебя судьба в Новом году. А теперь поиграем в старинные игры. «Фанты». (дети становятся в круг, отдают в круг фанты. Затем каждый фант нужно отыграть: спеть песню, станцевать, прокукарекать и т. д. Каждому фанту ведущий даёт задание с закрытыми глазами.) «Колечко, колечко, выйди на крылечко»(Кто-то прячет колечко в ладони. Все игроки выставляют сжатые кулаки, водящий должен узнать, у кого в кулаке зажато колечко.) Учитель: Наш праздник святочных игр заканчивается. Помните , что в жизни праздники всегда сменяются трудовыми буднями, беспечное веселье—повседневными заботами. Но умение веселиться так же необходимо человеку, как и умение трудиться. Вспомните русские народные поговорки и пословицы: Делу время, а (потехе -час). Любишь кататься, люби и (саночки возить). |
|
|