08:34 Сценарий Святочные колядки | |
Действующие лица:
Дед. Баба. Ряженые. Медведь. Коза. Колядовщики. Цыганки. Царь Ирод. Воин. Смерть. Рахиль. Дети со звездой. Интерьер праздничного зала. Стол, покрытый белой скатертью. На нем свеча, блюдо и др. предметы быта русской избы. На стенах вывешены длинные вышитые полотенца. Действие 1. Русская изба. Стоит стол, лавки. Баба метет пол. В дверь входит дед. Он несет елку. Звучит музыка. На отрывном календаре дата, которая соответствует дате проведения праздника. Баба: ох, ох. Что же ты тащишь-то в избу дед? Дед: известно что! Елку! Ведь праздники-то скоро, новый год да святки. Раньше- то Новый год встречали 1 сентября и только в 1700 году указом царя Петра 1 все стали встречать Новый год 1 января на манер западных стран. Приказом царя в этот день было приказано веселиться, пить вино и украшать свой дом ветками ели и сосны. Баба: а вот, Дед , вот что знаю про елку. Еще в стародавние времена, когда Русь была языческая, считали славяне, что в ели живет дух леса, растений, зверей и птиц. Вот и старались они умилостивить духа этого, украшали ель, воздавали ей почести, приносили дары. Дед: фу-ты, безбожница! О каких это ты духах ты речь завела, о каком многобожии, язычестве!? Один Бог у нас , у христиан, и родился он в ночь с 6 января на 7. Вот, если бы сейчас был сочельник, канун, навечерие Рождества Христова. Действие 2. (звучит музыка, появляется дата 6 января) Баба: вот и сочельник. Я и сочиво уже приготовила – кашу из красной пшеницы, хоть и советовала соседка из риса ее наварить, но я как в старину сделала. Полью ее соком миндальным, маковым да с медом и деда позову. Эй, Дед, иди сочиво есть! Ой как есть-то хочется ,ведь постились с 28 ноября. Дед (входит): ась? Чавой- то старуха меня звала? Баба: да есть сочиво я тебя звала? Дед: ах ты и безбожница! Только бы поесть тебе, терпи. Ведь есть-то нельзя пока первая звезда не взойдет. Баба( смотрить в окно): ой, Дед, вижу звезду, вижу! Она к нам во двор идет! Садим есть, быстрее, пока звезда не ушла. Дед( тоже смотрит в окно): ну ты , баба, и глазастая! Это ведь христославцы к нам во двор идут. Встречай гостей! Действие 3. Дети со звездой приветствуют хозяев и посыпают пол пшеницей. Во славу Божью овсецем и рожью; Во славу Божью овсецем и рожью; Народи, Господи, и рожь, и пшеницу, Народи, Господи, и рожь, и пшеницу, И всяку пашницу! И всяку пашницу! С праздником, хозяин и хозяюшка! С праздником, хозяин и хозяюшка! Во славу Божью овсецем и рожью; Во славу Божью овсецем и рожью; Народи, Господи, и рожь, и пшеницу, Народи, Господи, и рожь, и пшеницу, И всяку пашницу! И всяку пашницу! С праздником, хозяин и хозяюшка! С праздником, хозяин и хозяюшка! 1 ребенок: обсыпаем зерном мы дом ваш и желаем в году наступающем доброго урожая, добра и благополучия. 2 ребенок: Принесли мы звезду рождественскую. Звезда о пяти лучах и олицетворяет звезду, которая взошла над городом Вифлеемом в момент рождения Иисуса Христа. Каждый луч звезды олицетворяет Землю, Воду, Воздух, Огонь и Человеческое Сознание. 3 ребенок: приход же наш понимайте, как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом. Волхвами называли мудрецов, магов и астрологов. 1 ребенок : волхвы же эти шли из Вавилонии или Месопотамии, увидели в небе на востоке новую звезду- знак родившегося Царя Иудейского и последовали за ней, чтобы поклониться Ему. 2 ребенок : звезда эта привела их в пещеру- вертеп, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Вошли волхвы и увидели в яслях на соломе спеленатого младенца , а рядом мать его Пресвятую Деву Марию. 3 ребенок: Увидавши, пали они и поклонились , открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 1 ребенок: позвольте ,хозяин и хозяюшка, прочитать вам стихи духовные. Составлены они в 16-17 веке и широко были распространены на Руси до начала 20 века. В славном было городе Вифлееме, В той стране было Иудейской, На востоке звезда воссияла, Народился Спаситель Царь Небесный, Бог во убожестве преложился, Во убогих яслях возложился. Никто про его света не ведает, Спроведали персидские цари, Принесли ему честные дары6 Смирну и злато с ливаном. Цари Царю поклонились: “Прими наши честные дары: Смирно и злато со ливаном!” Царья Царя стали вопрошати: “Не Ты ли есть Бог над богами, Не ты ли есть Царь над Царями?”- “Гой еси вы, персидские цари! Хотите меня вы испытать, Про меня царю Ироду сказать, На распятие меня предать, Безвинную кровь проливать”. “Не дай же нам, Господи, подумать, Не дай нам, Владыко, помыслить, Мы хотим с Тобой вместе жить, В едином царствие небесном!” “Коли хотите со мною вместе жить, Ко царю Ироду не ходите, Иным путем обратитесь, Царю Ироду вы поругайтесь!” Цари Царю поклонились, Поклонившись, они прослезились Прослезившись, и вовсе они просветлились, Во своя страны возвратились, Ироду царю поругались. Безбожный царь про это проведал Безбожный царь Ирод возъярился. Послал же он войско В ту сторону Иудейскую, Во все пределы Вифлеемские Побить неповинные младенцы От двою лет и нижее За спасителя Христа Бога. Действие 4. Драма- мистерия “Смерть царя Ирода” Явление 1. Выходит царь Ирод , садится на трон и говорит: Ирод: Аз есмь царь, Дошла до меня весть лихая, Что взошла звезда царская над Вифлеемом, Что народился новый Царь Иудейский. Не бывать этому! Я есть царь ! Пошлю своих воинов в страны Вифлеемские, Прикажу убить всех младенцев от рождения и до двух лет. ( встает на троне и говорит громким голосом) Воины , мои воины, воины вооруженные, встаньте предо мной. Явление 2. Входят воины и становятся перед троном царя. Воины: Почто , царю, нас призываете, Что творить повелеваете? Ирод : Подите в страны Вифлеемские, убейте всех младенцев, сущих первенцев. Воины уходят. Звучит зловещая музыка. Царь Ирод присаживается на трон и задумывается. Явление 3. Входят воины и тащат за собой Рахиль. Рахиль падает на колени и плачет. Ответ воинов: Ваше царское величество, Ходили мы в Вифлеемские страны, Убивали всех младенцев, Сущих первенцев, Одна госпожа Рахиль Не дает своего чада убить, А хочет идти К вашей милости просить. Рахиль: О царю, великий государю! Помилуй мое чадо! Ирод: Воин, возьми и его убей , Чтоб не было более душе и телу скорбей. Рахиль ( плачет): Царь, помилуй мое чадо! Ирод: Убить дитя, убить! Воины берут под руки Рахиль и пытаются ее увести. Рахиль: О Ироде… За твою превеликую злость Придет скоро гибель твоя и поберет черт душу твою и кости. Воины уводят Рахиль. Царь садится на трон и задумывается. Явление 4. Ирод сидит на троне. Входит Смерть. Смерть: О Ироде, Ироде, Полно тебе грешити, Пора и смерти просити! Вот я и к тебе пришла- Настал твой смертный час. Склони голову свою на мою косу. Ирод: Дай отсрочки на один год? Смерть: Ни на один месяц! Ирод: Дай на один день! Смерть: Ни на один час! Ирод: На одну минуту! Смерть: Ни на одну секунду! Ирод склоняет голову. Смерть уводит его . Звучит музыка. Баба: Чей-то ,Дед, не пойму я чего это нам показали. Дед: А тут не понимать надо, а гостей в избу приглашать. Видишь , издалека видно люди-то приехали. Дети, игравшие в мистерии, объясняют зрителям: Вы просмотрели драму- мистерию “Смерть царя Ирода”. Во время святок подобные сцены разыгрывались актерами в балаганах- временных сооружениях для показа театральных сооружений. Мы показали вам “живой” вертеп. В вертепе разыгрывали представления, иллюстрирующие при помощи Кукол евангельские рассказы о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и пастухов, о жестоком царе Ироде, приказавшем уничтожить младенца Христа и всех детей, родившихся с ним о один год. Движение кукол, укрепленных на стержнях, осуществлялось через прорези в дне ящика. За ящиком кроме водящего кукол располагался хор и музыканты. Вертеп в русский быт пришел из Западной Европы, вероятно через Польшу, Украину, Белоруссию. В Западной Европе еще в эпоху средневековья существовал обычай устанавливать в Рождество посредине церкви ясли с фигурками Богоматери, Младенца, пастухов, осла и быка. Постепенно этот обычай перерос в своеобразное кукольное представление, рассказывающее прихожанам церкви евангельские сказания. В России вертеп не приобрел такого широкого распространения, как в Западной Европе. Он встречался только на границах с Украиной и Белоруссией. Действие 5. (слышится пение колядок) Баба(подходит к окну): ой, Дед, колядовщики к нам во двор идут! Входят колядовщики и приветствуют хозяев. Добрый вечер добрым людям, Добрый вечер добрым людям, Пусть веселым праздник будет, Пусть веселым праздник будет, с Новым годом поздравляем, с Новым годом поздравляем, Счастья, радости желаем! Счастья, радости желаем! Добрый вечер добрым людям, Добрый вечер добрым людям, Пусть веселым праздник будет, Пусть веселым праздник будет, с Новым годом поздравляем, с Новым годом поздравляем, Счастья, радости желаем! Счастья, радости желаем! Колядовщики: разрешите , хозяева, покалядовать, счастья, радости, достатка вам в новом году пожелать! Дед и Баба: колядуйте, Поют колядки. Колядовщики рассказывают об истории возникновения колядования. История свидетельствует, что обычай колядовать существует ещё со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение бога Осириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам и ходили по улицам городов. Петр 1 по возвращению из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил в святки по Москве. По всей видимости, святочные обычая перешли к нам из Византии, в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существуют две коляды: Васильевская- в канун Рождества и Крещенская в канун крещения. В Москве в ночь на Рождество возили в санях девушку , одетую поверх теплой одежды в рубаху . девушку выдавали за КАЛЯДУ. Есть предположение, что праздник распространился по Руси из Новгорода, чему свидетельствует старинна святочная песня :”Шла КАЛЯДА из Новгорода…”. В Новгороде и Вологде святки еще называли кудесами, так как по летописям чародеи, колдуны, кудесники вели себя очень весело, кудесили. Русская история рассказывает, сто не только Петр 1 любил святочные игрища, но и Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил одного из приближенных за то, что он отказался переодеться скоморохом. Баба: вот вам за колядки, пятак, колбасы кружок да козулей мешок. Специально козули напекла для колядовщиков. Действие 5. Звучит веселая музыка. Дед: (смотрит в окно) А это еще кто к нам в избу ломится. Что-то не могу узнать! Баба: ну, ты , Дед, к старости совсем слеп стал. Это ведь ряженые! Вбегают с шумом и криками ряженые. Приветствуют хозяев. Сею,вею, посеваю Сею,вею, посеваю С Новым годом поздравляю. С Новым годом поздравляю. На Новый год , на новое счастье На Новый год , на новое счастье Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уродись пшеничка, колос, чечевичка Уродись пшеничка, колос, чечевичка На поле копнами, на столе пирогами. На поле копнами, на столе пирогами. Позвольте к вам войти. Позвольте к вам войти. Сею,вею, посеваю Сею,вею, посеваю С Новым годом поздравляю. С Новым годом поздравляю. На Новый год , на новое счастье На Новый год , на новое счастье Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уродись пшеничка, колос, чечевичка Уродись пшеничка, колос, чечевичка На поле копнами, на столе пирогами. На поле копнами, на столе пирогами. Позвольте к вам войти. Позвольте к вам войти. Дед: зачем пожаловали? Ряженый с козой: доброго здравия, почтенные хозяева! Пришел позабавить вас. Козу продавать. Дед: козу воровать? Ряженый: да не воровать , а продавать. Посмотри,Дед, какая коза у меня: без бороды, без хвоста, белая, рябая , на один глаз кривая, как ты , бабка. Баба: а какой коза породы? Ряженый: известно какой, английской. Баба ( обращается к Деду): ой, Дед, хочу козу ангельской породы! Дед: а сколько за козу просишь? Ряженый: да мало-то , прошу, почти даром отдаю, за 5 тысяч. Дед: ну, ты и цену заломил Ряженый: экий ты, Дед, какой с тобой хоть волком вой. Ладно, давай 100 рублей. Дед: 1 рубль дам. Ряженый: дай еще рублишко, добавь детям на молочишко. Дед (бьет палкой ряженого и прогоняет его) : вот тебе рубль, вот тебе два. Еще две копейки осталось. Ряженый убегает. Коза падает и умирает. Баба бегает вокруг неё и причитает. Баба: вот горе-то коза ангельской породы померла! Фельдшера, ей надо, дохтура. Входит фельдшера ( это переодетый ряженый ) : фельдшера вызывали? Где больной? Бьет Деду по голове молоточком, щипает бабу за бок. Баба: вот, дохтор, коза ангельской породы померла, как только мы ее купили. Доктор( ходит вокруг козы , слушает ее , щупает) : очень сложная болезнь. Без ста рублей не могу определить, от чего коза подохла. Баба подходит к деду , выпрашивает у него деньги. Он сначала упирается, а потом дает 100 рублей. Баба передает их фельдшеру. Он смотрит их на свет, чтобы проверить подлинность. Ходит вокруг козы, щупает, слушает, смотрит. Дед поднимается с места и ходит вокруг ряженого. Он начинает его узнавать. Дед: что- то личина мне твоя знакома. Не торгуешь ли ты козами, мил человек? Ряженый-фельдшер: ( не замечает деда) коза очень больна. Я ее беру на операцию. Ряженый уводит козу. Дед: ( ему вослед) как на продавца козы похож! Ну прям одна личина! Опят звучит музыка и вбегают ряженые с медведем. Здороваются с хозяевами. Ряженые: Сею,вею, посеваю Сею,вею, посеваю С Новым годом поздравляю. С Новым годом поздравляю. На Новый год , на новое счастье На Новый год , на новое счастье Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уходи ненастье, прекратись ненастье. Уродись пшеничка, колос, чечевичка Уродись пшеничка, колос, чечевичка На поле копнами, на столе пирогами. На поле копнами, на столе пирогами. Позвольте к вам войти. Позвольте к вам войти. Дед и Баба: ну входите, коли пришли! Ряженый выкрикивает нараспев: ну-ко , Михайло Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись! Поразломай-ко свои старые кости. Видишь: народ собрался подивиться да твоим заморским потяпкам поучиться. Дергает медведя за веревку, он начинает кланяться, дотрагиваясь до полу рукой. Ряженый: ну-тка ,Мишенька, покажи-ка свою науку, чему в школе тебя учитель учил и каким разумом наградил. Медведь показывает ленивого ученика, зевающего и спящего на уроках. Ряженый: ну- тка ,Мишенька, как красные девицы, молодицы беляться, румянятся, прихорашиваются, в зеркальце смотряся?. Медведь садится на пол, трет себе лапой морду, а другую держит на расстоянии- это зеркало. Ряженый: а ну-ка , Михайло Потапыч, как ученик утром в школу идет не спеша, на костыль опирается, тихо вперед продвигается, и как из школы гонит, что никто его не догонит. Медведь все это изображает. Танец козы и медведя. Коза и медведь пляшут трепака, коза старается уколоть медведя рогами, дразнит его, медведь рычит, кружится вокруг козы. Ряженые рассказывают о играх ряженых и личинах. Ряженых называли наряженки, окрутники, кудесники. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки, игрища. Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить и пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Многие маскировались так, чтобы их приняли за “чужих”: старика, старуху, цыгана, барина, фельдшера. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. Принято считать, что игры ряженых- это имитация прихода нечистой силы и неведомой силы из иного мира в наш мир. Такой переход становился возможным только в святки. Игры ряженых – это игры, которые должны обеспечить воскресение солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью. В русской деревне маски называли “Личинами”, “харями”, “харюшками”. Личина придавала человеку, надевшую ее, нечеловеческое обличье, она являлась выражением чужой сущности. В народном представлении “Личина” выступала, как нечистый , колдовской предмет. Те, кто в святки надевали маски, должны были в Крещение обязательно очиститься- совершить ритуальное омовение и окропить себя святой водой. В музеях маски – очень редкий экспонат, т.к. крестьяне никогда не хранили личины. По поверьям они могли принести несчастье дому. После святочных игрищ личины сжигали. Игры ряженых, их личины, связь с нечистой потусторонней силой- это все проявление языческих традиций и представлений наших предков. Так в истинно христианском празднике мы видим переплетение языческих и христианских представлений, что характерно для русского народа. Действие 6. Звучит цыганская музыка. В дом входят цыганки. Они здороваются с хозяевами. Желаем счастливого Нового года Желаем счастливого Нового года Во всех начинаньях “хорошей погоды”! Во всех начинаньях “хорошей погоды”! Пусть сбудется все, что у вас на примете, Пусть сбудется все, что у вас на приме Пускай почитают родителей дети! Пускай почитают родителей дети! Пусть горе обходит сторонкою хату, Пусть горе обходит сторонкою хату, Пусть с песней живется легко и богато! Пусть с песней живется легко и богато! Исполняют цыганский танец. Цыганки: ой, молодые, красивые, позолотите ручку, всю судьбу расскажем. Святки сейчас, а в святки самые верные гаданья. Вот послушайте, как в святки гадать надобно. Если девушка желает узнать своего суженого, ряженого, то надобно ей в полночь сесть за стол перед зеркалом, зажечь две свечи, стол застелить белой скатертью, поставить один столовый прибор для себя, другой для суженого. В полночь смотри в зеркало и говори : “Суженый мой, ряженый, приди ко мне ужинать”. И смотри появится твой суженый в зеркале иль нет. А вот гадание для молодых парней. Если желает парень увидеть свою суженую, то надобно ему, ложась спать, оставить на правой ноге сапог и загадать : “ Суженая , моя ряженая, приди ко мне и сними с меня сапог”. Когда он заснет, тогда его суженая явится и снимает с него сапог. Надобно молодцу быстро проснуться, схватить суженую за руку и не отпускать. Эх, молодые красивые вытяните судьбу свою, предсказание на столетие на будущее. Цыганки гадают. Предлагают присутствующим вытянуть билетик с предсказанием. Песня о зиме. Подарки для родителей и гостей. |
|
|